Наша прогулка по улице Фрунзе в Самаре близится к завершению. По четной стороне мы уже добрались до Пушкинского сквера за Драмтеатром.
Здесь улица Фрунзе заканчивается, упираясь в последний объект маршрута - Иверский женский монастырь.
Там мы обязательно тоже побываем и внимательно разглядим все закоулки, но пока еще мы не всё посмотрели на нечетной стороне улицы – через дорогу от Драмтеатра. Помнится, осмотр закончился домом Кичаевых.
Выяснилось, что это невнятное сооружение – лишь эмбрион нерожденного шедевра самарского архитектора Михаила Квятковского.
Следующий домишко усадьбы Кичаевых и вовсе скрыт фальшфасадом и растительностью. Зато построенный еще в XIX веке дом Ивановых (ул. Фрунзе, 175) под сенью деревьев выглядит даже романтично.
Далее следует дом В.Г. Петровой 1885 года постройки (ул. Фрунзе, 177). Был период, когда его фасад отделали в духе 1990-х, но сейчас он приблизился к первоначальному облику.
А вот еще одна работа автора амбициозных зданий в стиле конструктивизм, которые мы видели на углу Фрунзе и Шостаковича. Да, да, это тоже Петр Щербачев, только образца 1951 года, а не 1932-го. И задача перед ним стояла другая. Скромно оформленная жилая трехэтажка (ул. Фрунзе, 179) деликатно вписалась в тогдашнее окружение.
С тех пор поменялась только часть окружения. Зато как! Вот фото 1955 года. Трехэтажку Щербачева вы, конечно, узнали. Теперь обратите внимание на домик слева.
Сейчас на этом месте - здание, построенное в 1980-е, когда представление о деликатности несколько изменилось (ул. Вилоновская, 1).
И это последнее здание на нечетной стороне улицы Фрунзе. Дальше, на углу с Вилоновской есть небольшой скверик, названный в честь знаменитого режиссера Самарского драмтеатра.
Правда, получился каламбур: наискосок от сквера Монастырского – монастырский сквер. Но будем надеяться, что Петр Львович на том свете оценил безобидную шутку самарцев.
А раз уж я коснулся этой темы, стоит сказать, что напротив сквера Монастырского, по другую сторону улицы Вилоновской каких-то 90 лет назад еще стоял Сретенский собор Иверского монастыря.
В 1930 году собор взорвали, а спустя несколько лет на этом месте возник образец постконструктивизма, жилой дом для работников Обкома, который числится по улице Вилоновской за номером 2А.
Там мы побываем в другой раз, а сейчас предлагаю воспользоваться проходом между крайними домами по улице Фрунзе, чтобы прогуляться по дворам.
Вот так совсем скромно выглядит с тыла трехэтажка Петра Щербачева.
Между тем, здесь жили известные люди. Например, директор Куйбышевского авиационного завода, почетный гражданин города Виктор Петрович Земец, чьим именем названа бывшая Псковская улица в Самаре. Сюда он переехал в 1983 году в возрасте 66 лет в связи с ухудшением состояния здоровья, а до этого жил поближе к производству – на экологически особенной Безымянке.
Ранее, в 1952 году, этот дом приютил двух советских разведчиков, членов легендарной Кембриджской пятерки, Гая Берджесса и Дональда Маклина, бежавших из Великобритании после разоблачения.
Творение Петра Щербачева сбоку подпирает дом В.Г. Петровой. Он по традиции позапрошлого века имеет крыло, уходящее вглубь квартала. Глухой забор мешает заглянуть внутрь.
Но я вижу рядом сарай, и на его крыше мальчишку лет восьми. Почему бы и мне туда не залезть? Оттуда можно заглянуть во двор. Цепляясь за дерево, стоящее рядом с сараем, я забираюсь на крышу. Мальчишка нисколько не испугался и вежливо поздоровался. Должно быть, я не первый блогер, которого он тут встретил :)
С той же крыши видна тыльная часть деревянного дома Ивановых и верхушка Драмтеатра за ним.
Спустившись с сарая, двигаюсь дальше, на бывшую территорию усадьбы Кичаевых. И вот она, идиллия! Слева знакомый нам недостроенный особняк, вдалеке красная стена Драмтеатра.
По соседству – вполне узнаваемая задняя часть дома дворянина Поплавского.
Далее - проход к воротам, через которые опять же виден театр. В этом ущелье я почувствовал характерный для старых домов пьянящий запах гнилых тряпок.
А это фото – чтобы освежить в памяти передний фасад особняка. Он построен отцом Петра Щербачева Александром Александровичем.
Стилистически дом Поплавского созвучен зданию театра.
А вот стилизация под модерн, созданная Леонидом Кудеровым по соседству в 1990-е годы, созвучна лишь желанию автора войти в историю самарской архитектуры. Он даже нарек свое творение в честь любимого художника, представителя ар-нуво Альфонса Мухи гордым именем «Муха».
На следующем фото – вид на «Муху» сзади.
И вот наконец не зря упомянутый в названии текста вход в бункер Сталина.
Он находится во дворе бывшего Обкома, а теперь Института культуры (ул. Фрунзе, 167)
Бункер построен в 1942 году на случай эвакуации Иосифа Виссарионовича из Москвы. Сам я был там пару лет назад. Не скажу, что сильно впечатлен. После питерского метро человека вообще сложно удивить подземными сооружениями. А тут и глубина не та и размеры помещений не такие уж большие.
Но в данном случае важны не масштабы, а абсолютная секретность проведения работ, требующих вывоза огромного количества извлеченного грунта и ввоза строительных материалов. Надо сказать, что и после войны объект оставался секретным, до 1990-х годов о его существовании знали единицы.
Затем бункер открыли для посещения, хотя он и оставался объектом гражданской обороны. А посетить его стоит хотя бы для того, чтобы утереть нос Сталину, который по официальной версии сам там ни разу не был :)
Ну вот, дорогие друзья, мы и разделались окончательно с улицей Фрунзе! Примите мои поздравления! В следующий раз пойдем вокруг да около Иверского монастыря. А там, глядишь, и внутрь заглянем.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Если текст понравился, не сдерживайте себя, поставьте лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ об аномалиях исторического центра Самары.
Ваш Андрей Макаров