Найти тему
Красное Село

Окно в блокадный город

В эти дни наш город отмечает 65 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. По телевидению и радио идут передачи, посвящённые этому событию. Учителя и родители тоже стараются рассказать нам о блокаде. Раньше, когда я смотрела и слушала это, мне всё-таки было не совсем понятно, как же город выжил. Сейчас это уже не так. История того времени теперь смотрит в моё окно, а может быть, моё окно смотрит в историю.

Два года, как я живу в посёлке Можайский-Дудергоф Красносельского района, прямо у подножия Вороньей и Ореховой гор. Эти горы настолько высоки, что с их вершин невооружённым глазом виден центр Санкт-Петербурга с голубыми куполами Измайловского собора и золотыми куполами Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты, даже история нашего города открывается необычно: достоверно и полно. Здесь всё - и земля, и люди могут рассказать о военном времени так, как никто другой.

11 сентября 1941 года наша местность была оккупирована фашистскими захватчиками. Дудергофские высоты стали артиллерийским наблюдательным пунктом. Отсюда корректировался обстрел из немецких крупнокалиберных орудий по Ленинграду. Все 900 блокадных дней эти обстрелы приносили разрушения зданий и гибель людей.

Об этом писал и поэт Михаил Дудин в своих стихах:

«Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец бил с горы Вороньей
Из дальнобойной «берты» бил».

Фашисты создали вокруг высот мощный оборонительный узел, с траншеями, дзотами, минными полями и колючей проволокой. Сами горы также имели оборонительные укрепления.

Попытки советских войск освободить высоты не приносили желаемого результата, так как командование немецкой армии требовало любой ценой удержать занимаемые позиции.

Только в январе 1944 года сложились условия для взятия штурмом Вороньей и Ореховой гор. Тот бой за самую высокую точку Ленинграда и области описан в разных книгах, о нем написаны стихи, сложены песни, современному поколению о нём можно прочитать в Интернете. Но здесь на моей горе очень многое «читается» по отметинам, которые не исчезли больше чем за полвека!

Под Вороньей горой стоит памятник воинам 63 гвардейской стрелковой дивизии, наступавшим с Пулковских высот. Преодолев упорное сопротивление противника, они штурмом овладели Вороньей и Ореховой горами. Многие из них положили свои жизни в бою, решившем судьбу города Ленинграда. На гранитной стеле высечены фамилии и воинские звания героев, павших за свободу и независимость нашей Родины.

После взятия Дудергофских высот нашими войсками, в тот же день были освобождены Дудергоф и Красное Село. Войска 42 армии устремились навстречу 2 ударной армии. Встреча произошла в районе посёлка Русско-Высоцкое. Всё это было 19 января 1944 года.

По фронтовым документам именно этот день считается днём снятия блокады Ленинграда. В ознаменование начала Великой Победы под Ленинградом столица нашей Родины - Москва 19 января 1944 года салютовала двадцатью артиллерийскими залпами доблестным войскам Ленинградского фронта. Приказом Верховного Главнокомандующего двадцати четырём частям и соединениям присвоено звание «Красносельские».

Так же, как земля, местные жители бережно хранят память о том времени.

Рядом с нашей улицей Советской, на Республиканской, живет Екатерина Николаевна - хранительница семейных реликвий семьи Левушкиных. Она родилась после войны, в 1946 году, но сберегла историю своей большой семьи и письма военного времени. Прочитав мысли этих незнакомых мне людей, я, кажется, поняла, почему все-таки Ленинград, который Гитлер хотел превратить в мертвый город, - выжил!

Пустые улицы, обвисшие провода, засыпанные снегом троллейбусы и пустота. Таким был Ленинград во время блокады. Но все-таки он жил, потому что жили люди, и жили, как и Левушкины, не только ради себя.

К началу войны семья Василия Евграфовича и Екатерины Алексеевны проживала на улице Красной Конницы. Она состояла из трёх сыновей, трёх дочерей, невестки и трёх внуков. Не все из их большой семьи встретили Победу и даже снятие блокады, но эти великие дни они приближали, как могли.

Отец семьи Василий Евграфович Лёвушкин работал на одном из предприятий Ленинграда. Его жена Екатерина Алексеевна занималась домашним хозяйством и внуками. Во время блокады города она, также как все неработающие жители дома, участвовала в дежурствах по охране порядка.

С начала войны ушли на фронт братья Анатолий и Александр Лёвушкины. У Анатолия в блокадном городе осталась жена с тремя детьми. Младшему ребёнку тогда исполнился всего один год.

Брат Николай был освобождён от военной службы из-за тяжёлого врождённого заболевания, но работал чертёжником на Кировском заводе.

Старшая сестра Нина в августе 1941 года была направлена на рытьё окопов для создания оборонительных сооружений около наших Ду-дергофских высот, затем до конца войны работала в госпитале на Суворовском проспекте.

Сестра Вера работала в бухгалтерии Дома Ленинградской торговли, находилась на казарменном положении, то есть жила там же, где и работала и, кроме того, являлась дружинницей ПВО, дежурила и сбрасывала зажигательные бомбы с крыши ДЛТ.

Для людей, работающих в блокадном городе, были созданы специальные столовые, где раздавались пайки в виде горячего питания. На одном из таких предприятий работала сестра Мария. После снятия блокады она принимала участие в работах по расчистке города от руин, о чём свидетельствует сохранившаяся до настоящего времени «Личная карточка участника восстановления городского хозяйства» с отметками о проделанной работе.

Сохранилось письмо Марии Левушкиной. Она пишет на фронт брату Александру:

«Добрый день, милый Саша! Ты интересуешься, здоровы ли мы. Как я тебе писала, Анатолий и Люба умерли, остальные живы. Правда, у мамы здоровье пошатнулось». Анатолий, их старший брат, воевал рядовым и погиб под Ленинградом 26 октября 1941 года. В Интернете есть сведения о его гибели. Его дочь Любочка умерла в 1942 году, фотографии этой девочки бережно хранились семьёй. Ей было 14 лет, как сейчас мне...

Это письмо Мария отправила брату в июне 1942 года. Он ответил ей сразу же, но написал на обратной стороне листа её же письма, т.к. бумаги у него не было. Александр просил сообщить, куда эвакуируют его племянников Катю и Игоря с матерью Евгенией - женой погибшего брата. Жену Анатолия, у которой остались двое детей, должны были эвакуировать, но этого не произошло, и до конца блокады они оставались в городе. Для своей племянницы Александр делает приписку: «Катя, милочка! Запомни эти слова. Если я буду знать, где ты находишься, я смогу помочь тебе и Игорю. Женя, немедленно сообщите, где находитесь и о состоянии здоровья ребят.».

Сохранился талон на почтовый перевод с фронта из воинской части № 320 от Александра Лёвушкина на 1700 рублей в блокадный Ленинград с маленькой запиской. А сам Александр к тому времени только выбрался из госпиталей.

В сентябре 1941 года он подорвался на мине-сюрпризе и перенес несколько операций на глаза. Это заметно по почерку письма. В нём есть такие строки: «Я тоже сейчас уже окаменел. Во мне никогда не было столько терпения. Передовая не только страшит меня, но она рождает во мне новые силы и здравый рассудок... Во мне иногда пробуждается наш город! В эти дни хочется вспомнить о былом!».

В другом письме от 18 июля 1942 года Александр пишет: «Я сейчас вижу и могу наслаждаться небом... Дай Бог победить врагов, от этой мысли я не откажусь, где бы ни приходилось быть и что переживать. Горе убийцам русского народа! ..Язычнику Гитлеру конец придет. Недалеко время, когда само небо откажется покрывать их своим покровом...»

Письмо от 23 августа 1943 года Александр написал на листе бумаги со своим портретом, нарисованным карандашом его сослуживцем.

Кроме писем сохранились почтовые открытки, адресованные родным.

Александр так и не вернулся в свой город, он погиб под Франкфуртом 11 марта 1945 года в военном звании капитана и должности командира роты стрелкового полка. Сведения о героической кончине Александра Васильевича Лёвушкина можно найти в Интернете.

Благодаря братьям Анатолию и Александру Лёвушкиным и таким как они, как вся их семья, как тысячи ленинградских семей, город устоял.

Это кажется невозможным: город - разбитый, голодный и замерзающий - выжил. И как это произошло, благодаря чему, я поняла, прочитав письма Левушкиных.

На желтеньких тетрадных страничках, наверное, от слез, потекли буквы. В этих письмах нет жалоб, в них писали о ранениях и смерти, но нет отчаяния. В них только вера и поддержка друг друга.

Сохранились фотографии членов семьи Лёвушкиных. Есть фотография, которую можно прокомментировать. Во время войны весь народ страны внимательно следил за положением дел на фронтах. Информацию люди получали из газет и сообщений по радио. Как правило, в каждом крупном учреждении висела карта Советского Союза, на которой маленькими флажками отмечались города и сёла, освобожденные от фашистов советскими войсками, и таким образом было видно продвижение наших войск. На любительской фотографии Вера Лёвушкина и её подруга отмечают флажками освобожденные населенные пункты. По выражению их лиц понятно, что дела на фронте успешны.

В семейном архиве хранятся пять газет военной поры. Особенно интересна для нас газета «Известия» от 19 января 1943 года с сообщением о прорыве блокады Ленинграда и Указом Президиума Верховного Совета о присвоении военных званий.

Сохранились бланки почтовых и воинских открыток с воззванием «Смерть немецким оккупантам!». Есть открытка с гимном Советского Союза военных лет, в нём такие слова:

«Мы армию нашу растили в сраженьях,
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!
Славься Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!»

Награды и удостоверения подтверждают трудовые дела этой семьи в блокадном Ленинграде.

Я хочу поклониться этой простой ленинградской семье за спасенный город, а Екатерине Николаевне, которая сохранила эти письма и документы, сказать: «Большое спасибо». Прочитанные мною письма писались самым дорогим людям, и я им верю больше, чем любым книгам и урокам. Для меня знакомство с этими новыми материалами стали самым настоящим окном в историю блокадного Ленинграда.

Материалы, использованные при написании работы:
1. Документы из архива музея школы-интерната № 289.
2
. Дудин М. Стихи: «Песня Вороньей горе», «Снегири».
3. Берггольц О. «Памяти защитников», «Блокада. День за днём».
4. Семейный архив Лёвушкиных (письма, фотографии, награды, удостоверения, газеты).
5. Сайт Интернета www.obd-memorial.ru

Автор: Бондарева Дарья