Найти в Дзене

Северянин - моё Зазеркалье

Просто настроение...
Просто настроение...

Когда я читаю стихи Игоря Северянина, я словно переношусь в Зазеркалье. Он не просто один из поэтов изящного Серебряного века, он - целый иной мир! Он и сам знал, насколько был гениален и нов!

...Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!..

Игорь-Северянин (именно так он предпочитал подписывать свои произведения)
Игорь-Северянин (именно так он предпочитал подписывать свои произведения)

В наши дни от флёра Серебряного века не осталось уже ничего. Ни нарядов, ни манер, ни тех нравов, ни говорящих взглядов, ни трепета предчувствия грядущего... Не в моде откровенное выражение своих мыслей и чувств. Я не только и не столько про любовь, а про человеческие отношения вообще. А про любовь... По Северянину любовь - естественное движение души, её повседневная потребность, просто потому, что так устроен мир и человек, и то, и другое любовь наделяет смыслом. Нет ни стыда в любви, ни условностей, всё и понятно, и мудрено, и надуманно пафосно, и естественно просто - всё очень разное, но всё любовь. Свежий воздух для восставших от глянца. 

***

Мисс Лиль

Котик милый, деточка! встань скорей на цыпочки,

Алогубы-цветики жарко протяни…

В грязной репутации хорошенько выпачкай

Имя светозарное гения в тени…

Ласковая девонька! крошечная грешница!

Ты еще пикантнее от людских помой!

Верю: ты измучилась… Надо онездешниться,

Надо быть улыбчатой, тихой и немой.

Все мои товарищи (как зовешь нечаянно

Ты моих поклонников и моих врагов…)

Как-то усмехаются и глядят отчаянно

На ночную бабочку выше облаков.

Разве верят скептики, что ночную бабочку

Любит сострадательно молодой орел?

Честная бесчестница! белая арабочка!

Брызгай грязью чистою в славный ореол!..

***

В очарованьи

Быть может оттого, что ты не молода,

Но как-то трогательно-больно моложава,

Быть может оттого я так хочу всегда

С тобою вместе быть; когда, смеясь лукаво,

Раскроешь широко влекущие глаза

И бледное лицо подставишь под лобзанья,

Я чувствую, что ты — вся нега, вся гроза,

Вся — молодость, вся — страсть; и чувства без названья

Сжимают сердце мне пленительной тоской,

И потерять тебя — боязнь моя безмерна…

И ты, меня поняв, в тревоге, головой

Прекрасною своей вдруг поникаешь нервно, —

И вот другая ты: вся — осень, вся покой…

***

Игорь Северянин не был блаженным поэтом с печатью бед и гонений на челе, не был простаком и скромнягой, этот гений не сир и не убог. Северянин знал себе цену, он был эгоистичен, но и честен в этом, честен в чувствах и словах, был страстным и влюбчивым, не считая это излишеством или недостатком. Ведь всё, что есть в человеке, по его мнению, дано ему природой, а потому и поступать по инстинктам всего верней. 

***

Ах, взять тебя и трудно, и легко

Ах, взять тебя и трудно, и легко…

Не брать тебя — и сладостно, и трудно…

Хочу тебя безбрежно, глубоко!

О, влей в глаза мне взор свой изумрудный!

Вонзи в уста мне острые уста!

Прости мой жест, в своем бесстыдстве чудный,

Ведь страсть чиста! Пойми: ведь страсть чиста!

***

И я читаю стихи Северянина, когда хочу забыть о серости, скуке и грубости, о чёрствости душ, о штампах, о примитивной морали общества, о болоте стяжательства и потребления. 

***

В лесу осеннем

В лесу осеннем, обезлиственном,

Вдыхая прелый аромат,

Я стану вновь поэтом истинным,

Уйдя от городских громад.

Ногой по мшистой топи хлюпая

И жадно вслушиваясь в тишь,

Предам забвенью вздорно-глупое,

Что, город, ты в себе таишь.

Мне так неудержимо хочется

К сплошь прооз ренным лесам,

Где станет вновь душа пророчицей

И я собою стану сам!

***

Очень редко, но бывает так, что ты чувствуешь человека на расстоянии, будто есть невидимые связующие паутинки, которые передают все колебания. Мне кажется, что Северянин чувствовал так ВСЕХ людей. И не только людей, но и весь мир. Он улавливал и красоту, и уродство, и любовь, и ненависть по самым мелким движениям эфира, по еле заметным нюансам, по одной молекуле.

***

Зовущаяся грустью

Как женщина пожившая, но все же

Пленительная в устали своей,

Из алых листьев клена взбила ложе

Та, кто зовется Грустью у людей…

И прилегла — и грешно, и лукаво

Печалью страсти гаснущей влеча.

Необходим душе моей — как слава! —

Изгиб ее осеннего плеча…

Петь о весне смолкаем мы с годами:

Чем ближе к старости, тем все ясней,

Что сердцу ближе весен с их садами

Несытая пустынность осеней…

***

Его стихи, как умелые руки мастера, настраивают струны души, успокаивают голову и нежат эмоции. Очень откровенные, очень чувственные, иногда хлёсткие и бесстыжие, иногда милые, очаровательные. То тёмная, притягивающая тайна греха, то стремительный полёт к свету, к чистоте. Алхимия! 

***

Кто же ты

Гой ты, царство балагана!

Ты, сплошная карусель!

Злою волей хулигана

Кровь хлебаешь, как кисель…

Целый мир тебе дивится,

Все не может разгадать:

Ты — гулящая девица

Или Божья благодать?

***

Жемчужинка

Этой милой девушке с легкою недужинкой

В сердце, опрокинутом в первый же полет,

Доброглазой девушке, названной Жемчужинкой,

Ливней освежительных счастье не прольет.

Сердце обескрыливший юноша хорошенький

Причинил нечаянно жгучую печаль.

«Боже! Правый Господи! Не вреди Алешеньке:

Был он легкомысленным, и его мне жаль…»

Сердце успокоивший, нелюбимый девушкой,

Женщиной разлюбленный, преданностью мил…

Разве успокоиться ей в такой среде мужской?

Ждать же принцев сказочных не хватает сил.

И не надо, гнилая, этих принцев сказочных:

Чванные и глупые. Скучные они.

И они не стоят ведь лент твоих подвязочных,

И от встречи с принцами Бог тебя храни!

Так-то, безудачная мужняя безмуженка,

Жертвы приносящая в простоте своей,

Смерть не раз искавшая, кроткая Жемчужинка,

Драгоценный камешек средь людских камней!

***

Я влюблена в его слог, в его словотворение! А как не влюбиться в выдуманные им словечки?! Их великое множество у поэта. Такие звенящие штучки-диковинки.

***

Кензели

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена,

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утОнченной женщины ночь всегда новобрачная…

Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —

Вы такая эстетная, Вы такая изящная…

Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?

Ножки плэдом закутайте дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..

***

Это самое любимое стихотворение. Наверное, если бы я решила охарактеризовать творения Игоря Северянина одним словом, то выбрала бы именно слово "эстетные"! Ибо это особенное творчество, волшебное, которое традиционными словами трудно описать. У Северянина удивительно сочетаются сложность и простота восприятия информации от окружающего мира и передачи её читателю. Как хитрый приёмо-передатчик с непонятным механизмом расшифровки сигналов вселенского разума, человеческой природы, жизни и всех тонких миров. 

***

Вернуть любовь

…То ненависть пытается любить,

Или любовь хотела б ненавидеть?..

Минувшее я жажду возвратить,

Но, возвратив, боюсь ее обидеть,

Боюсь его возвратом оскорбить.

Святыни нет для сердца святотатца,

Как доброты у смерти… Заклеймен

Я совестью, и мне ли зла бояться,

Поправшему любви своей закон!

Но грешники — безгрешны покаяньем,

Вернуть любовь — прощение вернуть.

Но как боюсь я сердце обмануть

Своим туманно-призрачным желаньем:

Не месть ли то? не зависть ли? сгубить

Себя легко, и свет небес не видеть…

Что ж это: зло старается любить,

Или любовь мечтает ненавидеть?..

***

Изменяй мне, когда тебе хочется...

Изменяй мне, когда тебе хочется,

И меняй, как перчатки, тела:

Страсть, причуд твоих жгучих пророчица,

И сожжет твое сердце дотла.

Но в мгновенья от чар просветления

Будь со мною, бессмертно любя.

Изменяй, ощущай впечатления:

Я вполне понимаю тебя!..

***

Читаешь и узнаешь свои ощущения, да, ты переживал когда-то то же самое, но не мог до конца понять себя, и вот вдруг нашёл ответы в его строках. Смысл без дна, в эту бездну можно лететь бесконечно, каждый раз открывая для себя новое в этих словах, в этих рифмах. 

***

Невыразимая поэза

Невыразимо грустно, невыразимо больно

В поезде удалиться, милое потеряв…

Росы зачем на деревьях? В небе зачем фиольно?

Надо ли было в поезд? Может быть, я не прав?

Может быть, только плакать было бы проще, лучше

Перед такой страдальной, точно всегда чужой?

Нежно письмо оскорблю; только когда получишь

Эту цепочку строчек, спаянную душой?

Бело ночеет поле, и от луны в нем мольно,

Филины-пассажиры и безлошаден пар…

Невыразимо грустно! невыразимо больно!

Хочется мне вернуться, но позади — кошмар!

***

А то вдруг подумаешь, что за женщина могла так удивить, так "обжечь", вызвать такую кутерьму впечатлений или наоборот такую тоску и боль. А бывает так, что стихи ложатся на свои нечаянно встревоженные раны, и тогда слёзы рекой, и сердце стучит одуревшее, пока огонь не уничтожит сам себя, и не наступит умиротворяющее отупение, как исцеление.

***

Бывают такие мгновения...

Бывают такие мгновения,

Когда тишины и забвения, —

Да, лишь тишины и забвения, —

И просит, и молит душа…

Когда все людские тревоги,

Когда все земные дороги

И Бог, и волненья о Боге

Душе безразлично-чужды…

Не знаю, быть может, усталость,

Быть может, к прошедшему жалость, —

Не знаю — но, зяблое, сжалось

Печальное сердце мое…

И то, что вчера волновало,

Томило, влекло, чаровало,

Сегодня так жалко, так мало

В пустыне цветущей души…

Но только упьешься мгновенной

Усладой, такою забвенной,

Откуда-то веет вервэной,

Излученной и моревой…

И снова свежо и солено,

И снова в деревьях зелено,

И снова легко и влюбленно

В познавшей забвенье душе!..

***

И ты возвращаешься из Зазеркалья поумневшей и повзрослевшей Алисой с маленьким, тёплым секретом в душе, что волшебная страна всё же существует. И если даже в неё не попасть, то стихи Игоря Северянина - это замочная скважина, в которую можно хоть одним глазком взглянуть на эти прекрасности.

***

В шалэ березовом

В шалэ березовом, совсем игрушечном и комфортабельном,

У зеркалозера, в лесу одобренном, в июне севера,

Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом сабельным

Слепого юношу, в чье ослепление так слепо верила.

Травой олуненной придя из ельника с охапкой хвороста,

В шалэ березовом над Белолилией застала юного,

Лицо склонившего к цветку молочному в порыве горести,

Тепло шептавшего слова признания в тоске июневой…

У лесоозера, в шалэ березовом, — березозебренном, —

Над мертвой лилией, над трупом юноши, самоуверенно,

Плескалась девушка рыданья хохотом темно-серебряным…

— И было гибельно. — И было тундрово. — И было северно.

P.S.

Всем авторам Дзена , кто остаётся вне мейнстрима и верен себе!
Всем авторам Дзена , кто остаётся вне мейнстрима и верен себе!