В пятницу Верховный суд Турции принял решение, что Собор Святой Софии может стать мечетью и в тот же день Эрдоган подписал указ, что собор откроется для пятничных молитв 24 июля.
Собор святой Софии был построен императором Юстинианом в 537 году. На строительстве каждый день работало 10 тысяч рабочих. 900 лет Святая София была самым большим христианским храмом.
В 1453 после захвата Константинополя турками двери Софийского собора были заперты изнутри, там шла литургия и молились сотни верующих. Двери были выбиты, молящиеся взяты в плен и проданы в рабство. Султан Мехмед II вошёл в собор и приказал сделать его мечетью, после чего один из улемов взошёл на церковную кафедру и произнёс шахаду «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его». Айя-София стала главной мечетью Османской империи.
Дальше началась долгая борьба Европы с Великим Турком к которой в 17 веке подключилась и Россия. Двести пятьдесят лет войн ослабили обе империи.
Целью России был Царьград. Венцом победы должно было стать освящение Айя-Софии и превращение её в главный православный храм Российской империи. Всё время что-то мешало. То восстание Пугачева, то Французская революция, то другие европейские державы.
Первую мировую российское общество восприняло как войну против немцев и за Царьград.
Фёдор Сологуб в 1915 написал:
У БОСФОРА
Опять, опять надеждой полны,
Мы снова верою сильны.
Гулливые, плещитесь, волны!
Свершайтесь, радостные сны!
Грохочут пушки у Босфора,
И уж свободны станут скоро
Пути для наших кораблей
На дали вольные простора,
На голубую ширь морей,
На то раздолье золотое,
Полдневным солнцем залитое,
Вдали от северной зимы,
Где прежде было всё чужое,
Где только гости были мы, —
И наши станут эти дали
И средиземный гул волны,
О чём так долго мы мечтали,
О чём нам снились только сны.
Нет, пятому не быть столетью
С тех пор, когда на горе нам
Магометанской стал мечетью
Царьградский и вселенский храм.
Тебе, тебе, моя Россия,
В мечте мерцая ярче звезд,
Юстинианова София
Опять святой поднимет крест,
И древние воскреснут фрески,
Свой свергнув известковый плен,
И расточатся арабески
В таинственном и ясном блеске
С Софийских озарённых стен.
Опять святой надеждой полны,
Опять мы верою сильны.
Плещитесь, голубые волны!
Свершайтесь, радостные сны!
Красиво сказано. Серебряный век! Но «радостные сны» как-то всё не складывались.
В 1915 союзники высадили десант - полмиллиона войск Британской империи и Франции на Галлиполийском полуострове. После года боев пришлось эвакуироваться.
В 1916 было подписано секретное соглашение Сайкса-Пико-Сазонова по которому Стамбул после войны должен был стать русским. Россия получала выход в Средиземное море.
На апрель 1917 командующий Черноморским флотом адмирал Колчак спланировал десантную операцию по захвату Стамбула. Должна была высадиться одна дивизии. Слабо верится в успех одной дивизии там, где не смогла добиться успеха армия англичан и французов, но в любом случае, десант вообще не высадился.
Сначала Февральская революция, потом Великий Октябрь.
После Первой мировой рухнула Османская империя.
Стамбул оккупировали войска Антанты. Статус города долго был не определён.
Стамбул чуть было не стал греческим, были планы сделать его вольным городом, что с учётом большого количества белых эмигрантов Армии Врангеля давало некоторые надежды на русское влияние в городе.
Но Мустафа Кемаль, позже ставший Ататюрком заключил союз с РСФСР и организовал сопротивление. РСФСР дал для антиимпериалистической борьбы оружие и золото. В 1923 турки под командованием Мустафы Кемаля (Ататюрка) разбили греков. Войска Антанты и белогвардейцы из Стамбула эвакуировались. На памятнике «Республика» в Стамбуле на площади Таксим (1928 год) справа от Ататюрка стоят Клим Ворошилов и Семен Аралов (в фуражках). Поставили по личному указанию Ататюрка.
Ататюрк проводил реформы по превращению Турции в светское европейское государство и в 1935 объявил, что мечеть Айя-София станет музеем.
В 1935-39 были открыты от штукатурки византийские мозаики.
А что сейчас с этими мозаиками станет? В мечетях изображения строго запрещены. Будут мозаики закрывать?
В 21 веке исламские, да и вообще религиозные настроения, на подъёме и решение Эрдогана поддерживает 70% населения Турции.
В среду 8 июля госсекретарь США Майкл Помпео выступил с протестом. Евросоюз тоже выступил против. Ожидаемо возмутились греки, которые считают себя наследниками Византийской империи.
Турция всех послала и сказала, что статус Айя-Софии это внутреннее дело Турции.
Председатель синодального отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал решение Турции «пощечиной всему христианству».
Российский МИД пока непонятно молчит.
Предлагается объявить бойкот на туризм в Турцию. Ну, сейчас это не проблема, из-за коронавируса всё равно никто никуда не летает.