Будем жить с коронавирусом, как с сезонным гриппом, - считает учёный, вирусолог, доцент кафедры биохимии Крымского федерального университета Владимир Владимирович Оберемок.
Владимир Владимирович, как вы считаете, когда закончится пандемия?
В.В.: Я думаю, когда большинство людей переболеют. По-другому просто не бывает.
Если судить по примерам SARS, которые были в 2002- 2003 гг., в крови переболевших людей год-два будут антитела в достаточно эффективной концентрации. Есть также Т-клетки - клетки памяти. Они обеспечивают более длительный иммунитет – до 5-6 лет.
По новому вирусу пока сложно судить. Мало данных.
Сейчас мы сдерживаем коронавирус. Иначе может случиться коллапс системы здравоохранения. И социальная катастрофа.
С другой стороны, этими мероприятиями мы немного задерживаем естественный процесс и оттягивает момент завершения пандемии.
Нужно понимать, что когда болеют миллионы людей, коронавирусную инфекцию остановить невозможно. От пандемии можно избавиться только когда большинство людей переболеет.
Вы сказали, что максимальный иммунитет – это 5-6 лет. А что потом? Новая пандемия?
В.В.: Если человек перенес заболевание, то в среднесрочной перспективе 5-6 лет, если в организм попадет тот же штамм, он его встретит во всеоружии и не будет долго болеть.
Но если попадется новый штамм, человек будет болеть снова. А новый штамм попасться может, потому что это РНК-содержащий вирус, он быстро мутирует.
Что будет дальше? Вирус останется с нами и будет потихоньку ослабевать. На первых порах он будет несколько жестче гриппа. Но со временем превратится в сезонное ОРВИ.
В популяции человека уже циркулирует 4 типа коронавирусов. Просто они не наносят такой вред. Вирусы со временем ослабевают.
Это легко объяснить тем, что в популяции остаются генетически устойчивые люди. Это естественный отбор по Дарвину.
Как вы оцениваете возможность победы над коронавирусом?
В.В.: Если поголовно вакцинировать всех людей на Земле, мы задушим эту болезнь. Но провести повсеместную вакцинацию сегодня невозможно.
Вокруг коронавируса очень много хайпа, ажиотажа. Иногда, конечно, не без основания. Болезнь опасная. Но, поверьте, через несколько лет мы перестанем ее замечать. Появятся лекарства, вакцина. Мы будем понимать, как лечиться даже на дому.
Сейчас просто ситуация новая. У нас не было опыта. Это будет первый опыт борьбы с серьезной инфекцией в XXI веке.
В целом, вы смотрите на развитие событий и перспективы оптимистично?
В.В.: Человечество все равно выживет. РНК-содержащими вирусами – ВИЧ, гепатитом С – болеют десятки миллионов людей во всем мире. Но мы продолжаем смотреть на жизнь оптимистично, правда?
Нужно укреплять иммунитет, вести здоровый образ жизни. И не слишком переживать. Но в первое время все-таки соблюдать рекомендуемые меры (масочный режим, социальную дистанцию). Ведь система здравоохранения не резиновая.
Основная стратегия борьбы должна быть ориентирована на заботу о группе риска. Я оптимист. Я понимаю, что все будет в порядке. Но, увы, не для всех.