Каждый художник знает, что успех работы во многом зависит от качества материалов. Поэтому профессиональные художники стараются покупать лучшие краски, кисти и прочее, несмотря на то, что они весьма недёшевы. Мастер может создать шедевр и простым угольком на плохой бумаге, но чем более начинающий художник, тем критичнее для него качество материалов. Если бумага коробится, кистью невозможно сделать нужный мазок, а карандаш рисует едва различимые линии, и настроение портится, и процесс рисования превращается в мучение, так что пропадает желание заниматься этим вообще.
Но что делать родителям маленьких детей? Ведь художественные материалы недёшевы, а покупать дорогой профессиональный набор красок для трёхлетки, зная, что скорее всего, эти краски будут в течение получаса вымазаны, и далеко не только на бумаге, как-то не хочется.
Я пишу эту серию статей, чтобы помочь родителям разобраться в широком ассортименте современных магазинов, выбрать наиболее подходящие по качеству материалы для своих чад, и не разориться при этом.
Начнём с главного - с бумаги.
Бумага различается по плотности, фактуре, а ещё существует такой параметр как степень проклеенности, но он актуален главным образом для профессиональных акварелистов, а нам с вами важны первые два.
Плотность бумаги обозначается на упаковке цифрами с буквами "г/м2" (то есть граммов на квадратный метр). Например, обычная бумага для принтера имеет плотность 80 г/м2. Такая бумага годится для рисования карандашом, мелками, ручкой, но для красок она совсем не годится - слишком тонкая, она размокает, коробится, стирается катышками.
Очень популярны среди родителей продаваемые повсеместно альбомы для рисования. Но, к сожалению, со времён нашего детства, когда мы рисовали в этих альбомах красками, качество бумаги в них испортилось. Нынешняя альбомная бумага немногим лучше принтерной. Мало того, что она коробится и размокает, невозможно начать новый рисунок, пока не высохнет предыдущий - листки слипаются; чтобы повесить работу на стенку, её всё равно придётся отрезать.
Для рисования красками нужна бумага плотностью не меньше 180 г/м2, а лучше 200. Она продаётся в папках формата а3 и а4, на папке должно быть написано, что бумага предназначена для работы акварелью и гуашью. Фактура у этой бумаги разная, от слегка шершавой до пупырчатой. Бывает в подобных папках чертёжная бумага, с ней возможны неприятные сюрпризы. Также нужно обращать внимание на количество листов в папке - бывали случаи, когда родители покупали ребёнку на год занятий папку с 10 листами бумаги и удивлялись, почему она быстро кончилась. Папки эти недёшевы, но крупные интернет-магазины канцтоваров часто делают на них приличные скидки. Покупать лучше сразу побольше - если ребёнок любит рисовать, десятью листами вы точно не отделаетесь.
Ещё есть старый добрый гознак, он же ватман. Это добротная бумага плотностью 200 г/м2 и гладкой фактуры, бывает размером от а4 до а1 (60х84 см), подходит для работы как карандашами, так и красками (хотя профессиональные акварелисты её не любят. Но для них существует великое множество сортов акварельной бумаги, которая , впрочем, стоит столько, что вряд ли кто-то захочет покупать её для детских экспериментов с краской).
Мелованная бумага гладкая, блестящая. Она не годится ни для карандашей, ни для мелков, ни для красок. На ней можно рисовать пером и тушью - перо как раз требует гладкой бумаги, на бумаге с рельефом оно цепляется.
Для совсем маленьких детей, а также для масштабных творческих проектов можно использовать те же большие листы ватмана (их можно ещё склеивать скотчем), рулонную бумагу из Икеи (правда она довольно тонкая) и советские обои с дачного чердака (они желтоватые). Современные обои обычно имеют неприятную фактуру, но можно и на них попробовать.
В качестве эксперимента можно попробовать использовать не только привычную бумагу, но и цветную, и картон, и наждачную (на наждаке можно рисовать мелом для асфальта), обёрточную, и даже фольгу (на неё хорошо ложится гуашь).
Вот примерно и всё, что я хотела рассказать о бумаге для детского рисования. В следующих статьях я расскажу о кистях, о красках, о графических материалах и о необычных материалах для рисования.