Всем привет! В суровом 2020 году грозится выйти в свет качественно новый симулятор гражданской авиации. В чем это качество выражается мы немного обсудили. Основной проблемой таких симуляторов является довольно высокий порог вхождения и одновременное отсутствие помощи со стороны. Только самый ярый ценитель авиации способен самостоятельно освоиться в этом виртуальном мире. Разберем основы и с началом учебного года займемся навигационными сигналами.
Главная проблема новичков это не только продержаться в воздухе нужное количество времени, но еще и найти дорогу обратно на взлетно-посадочную полосу. Дело тут в потере ориентировки на местности. Не будем путать с пространственной ориентировкой. При потере пространственной ориентировки пилот не представляет себе положение самолета относительно горизонта, задран или опущен нос, падает ли самолет или поднимается в высоту. Эта потеря уже опаснее, так как может в кратчайший период времени привести ко встрече с планетой Земля. Оставим эту ситуацию на потом, так как первые полеты совершаются в хороших погодных условиях с пушистыми облаками и положение самолета относительно горизонта видно очень хорошо.
Оттримируйте самолет!
Новичок находится в полностью готовом самолете с запущенным двигателем(лями), дает газ и очень скоро, управляя летательным аппаратом при помощи джойстика, оказывается в воздухе. В первые секунды самолет стремится задрать или опустить нос, что приводит к очень корявым с непривычки попыткам удержать самолет в нужном положении. Новички буквально ломают джойстик, заставляя летательный аппарат почти что кувыркаться в воздухе. Такое никуда не годится! Самолет как слово состоит из "сам" и "лететь" и не нужно ему мешать. У него очень плавная и грациозная траектория, нужно лишь отклонять ее в нужную сторону плавными движениями.
Стремление самолета задрать или опустить нос вызвано несоответствием двух точек приложения сил, действующих на него в полете.
К одной из точек приложена сила тяжести G (зеленого цвета), ко второй точке приложена подъемная сила крыла Y (синего цвета). Всегда на размещение пассажиров, топлива и груза выделены некоторые нормативы, Это делается для того, чтоб не допустить большого расхождения двух точек. Из школьного курса физики мы знаем, что имеем дело с рычагом. Эти две силы разворачивают летательный аппарат. В представленном случае нос самолета стремиться опуститься. Если центр тяжести сместится назад за точку приложения подъемной силы, то нос будет задираться. Чтобы скомпенсировать этот эффект, на рулях высоты устанавливаются специальные управляющие поверхности, называемые триммером руля высоты. На легкомоторных самолетах их площадь сравнима с площадью тетрадного листа, но важность существенно больше)
Отклонение триммера в ту или иную сторону позволяет скомпенсировать момент вращения, что позволяет пилоту отвлечься от неприятной задачи удержания самолета и направить внимание на другие не менее насущные задачи.
Первым делом найдите в настройках управления изменение положения этого триммера и назначьте для него удобные клавиши или кнопки на джойстике.
После взлета триммированием сразу добейтесь снятия всякого усилия с джойстика для соблюдения нужной траектории набора высоты. Затем, после перехода в горизонтальный полет, внесите небольшую коррекцию. Скорость полета влияет на подъемную силу, а значит и на разворачивающий момент.
Только что вам сэкономлена куча часов на совершенно ненужные дерганные движения.
Находим обратный путь
После выполнения тренировки в воздухе у новичков возникает еще одна сложнейшая проблема. Аэродром потерян из виду, делаем круг и куда ни глянь - поля и леса. Внутреннее чутье говорит что вроде компас показывал, что летели на восток, значит нужно теперь на запад. Но сколько бы не летели, никакого намека на аэродром. В жизни при обучении с инструктором такого никогда не случится, но мы же самоучки можем обходиться без инструктора. Практика и еще раз практика!
Итак, мы потерялись. Компас это плавающий в глицерине шарик с постоянным магнитом, на котором нанесены метки углов. Углы показывают направление полета относительно линий магнитного поля Земли.
Такой компас это самый исторически первый навигационный прибор и нужно сказать, что пользы в нем маловато. Во-первых, обратите внимание на цену деления, 5 градусов это многовато! С такой погрешностью можно отклониться от курса даже не отвлекаясь ни на что другое. Во-вторых, электропроводка и корпус самолета искажают магнитное поле, что вынуждает писать поправки в курс прямо на специальной бирке компаса около шкалы. И самое главное! Измеряемый угол это угол относительно линий магнитного поля планеты и вовсе не показывает направление на аэродром. Такой прибор может быть только вспомогательным и является последней надеждой, когда все остальное вышло из строя. Да, в этом симуляторе может пропасть напряжение бортовой сети от генераторов и даже от аккумуляторов, что приводит к остановке работы электроприборов. Компас это то немногое, что продолжит работу.
Радиокомпас
Давайте так, решим еще одну проблему без погружения во внутренности. На взгляд автора это еще одно необходимое действие, позволяющее экономить массу времени и не жалеть потом об установке симулятора. Сразу перед вылетом необходимо настроить частоту приводной станции радиомаяка. Если очень просто, то на посадочном курсе перед торцом полосы на некотором удалении расположен один или несколько радиопередатчиков с антеннами. Излучение сигнала происходит во все стороны. Такую радиостанцию называют маяком. Частоты маяков отличаются друг от друга. Всю обстановку с расположением и частотами маяков содержит полетная карта.
Настроив приемник радиокомпаса, пилот на специальном индикаторе наблюдает направление на маяк относительно курса самолета.
В каждой модели самолета панель управления приемником радиокомпаса может иметь свой индивидуальный вид. Прежде чем отправляться в полет, разберитесь хотя бы конкретно с этим вопросом. Это даст потрясающий толчок в развитии навыков на самом начальном этапе.
У моей любимой модели Ту-134А радиокомпас выглядит своебразно и по-советски).
Чтобы в тренировочных полетах не потеряться на местности, следуйте в направлении стрелки и через некоторое время покажется взлетно-посадочная полоса. Надеюсь, новички не будут настраивать себе низкую облачность и сильный ветер. Всякая проблема, конечно, решаема, но не сразу. Тренируйтесь безопасно и с удовольствием. Обработкой сигналов займемся позже, лето для отдыха)
Продолжение следует...
Поддержите статью лайком если понравилось и подпишитесь чтобы ничего не пропускать.