Найти в Дзене
Лит_учка Наталья Андреева

Почему вдруг заговорили о деноминации?

"А ты что собираешься делать с рублями?" - услышала я вчера вечером в телефоне взволнованный голос. Оказалось, что народ побежал в банки, открывать валютные вклады после того, как пошли слухи о предстоящей деноминации.

Мы с мужем на самом деле заговорили об этом ещё накануне голосования по Конституции. Мол, если и это пройдёт гладко, останется только залезть людям в карман в прямом смысле слова. Все логично. Я тут провела небольшое исследование и выяснила, что только при Брежневе не было деноминации. Если взять период с Октябрьской революции и по наши дни. Каждый российский правитель отметился тем, что провел денежную реформу. А вдруг нашему долговечному для полного счастья не хватает портрета на денежной купюре? Чеканили же цари свой профиль на монетах.

Первая деноминация, кстати, была проведена при Ленине в 1921 году. Три года после этого ушло на введение в оборот новой денежной единицы: советского рубля.

Далее денежной реформой отметился Сталин. В 1947 году старые деньги обменяли на новые. Целью было избавиться от последствий войны и отменить карточную систему. То есть, закрепить переход к мирной жизни. Вклады до 3 тысяч обменивали один к одному, до 10 тысяч сумма сокращалась на треть, а свыше 10 тысяч изымалась треть сбережений. Те же, кто хранил деньги дома, платили за один новый рубль десять старых.

То есть, всем уже понятно, что деноминация - это ограбление государством населения.

Далее в 1961 году самую гуманную деноминацию в нашей новой истории провел Хрущев. Деньги меняли по курсу 10:1. Мелочь, 1, 2 и 3 копейки в стоимости не потеряла, её обладатели оказались в плюсе. Потом это вспомнили во время следующей деноминации и был даже бум на мелочь. Новые деньги, купюры номиналом 1,3, 5,10,25,50 и 100 рублей не менялись почти 30 лет. Пока это самые долговечные деньги.

1991 год: павловская реформа при Горбачеве. Вот это я уже помню. Жесть. На все про все отводилось три дня. В сберкассах выстроились очереди. Помню, что у нас на книжке лежали подаренные на свадьбу 2000 рублей, и нам удалось на них купить швейную машинку. А у моих родственников сгорели большие суммы, это я тоже помню. После этого началось черт знает что. Страна покатилась в пропасть. Гиперинфляция. Помните "лимоны"? Так называли миллионы, которые были у каждого в день получки.

Потом была неизбежна деноминация 1998 года, при Ельцине. Она была поэтапной. Весь год принимались и старые рубли, и новые. Ценник в магазине тоже был двойной. Вернулась копейка. Сейчас не знаю, есть ли ещё такой зверь? Чеканить мелкие монеты невыгодно, да и в магазине на кассе сумму теперь округляют.

Итак, у нас нет мелкой монеты. Суммы пока вписываются в ценник, но все дорожает, это очевидно. Эксперты в один голос говорят, что деноминация не выгодна, и никто её проводить не будет. Хотя и необходима.

Тогда зачем этот вброс? Прощупать народ? Неужели непонятно, что с народом теперь можно сделать все, что угодно? После пенсионной реформы и обнуления президентских сроков осталось только обнулить сбережения. Денежная реформа - это последнее, что осталось сделать. Отнять деньги, чтобы народ не высовывался, не шатался по заграницам, не покупал предметов роскоши. Кроме само собой неприкасаемых. Не сегодня, так завтра.

Бежать ли в банк, открывать валютный счёт? Я не побегу. Если всех спокойно закрыли по домам, то уж банковские счета заморозить - как нечего делать. Вообще события последних нескольких месяцев показали, что ничего невозможного нет. И прав у нас нет. Захотят изъять деньги - изымут, будьте спокойны.

В наше время главное иметь крышу над головой и стабильную работу. А делать лишние телодвижения, тем более ориентируясь на панику, раздутую в Сети, это себе дороже. Берегите нервы.