Dire Straits — культовая группа, которую весьма трудно «расхваливать» в силу легендарной «ненавязчивости» их звучания, но, в то же время, необыкновенной изысканности. Послушаем развёрнутое мнение гитариста (и несколько музыкальных видео в тексте), а ссылку на источник (англ.) вы найдёте в конце.
Dire Straits ответили на панк-звук, который был повсюду в то время, чем-то столь же приземлённым, как панк, но мелодичным и изящно инструментованным.
Лучший трек для понимания отличительных черт Dire Straits — это оригинальное исполнение «Romeo and Juliet» с «Making Movies». Чтобы понять суть звучания, вы должны понять и значение текста песни в формировании восприятия общей картины.
[«Romeo and Juliet» — песня, написанная Марком Нопфлером. Впервые она появилась в 1980 году на альбоме «Making Movies», а также была выпущена как сингл в 1981 году. Впоследствии эта песня была также включена в другие концертные и сборные альбомы.]
Видео: «Dire Straits - Romeo And Juliet».
С точки зрения текста это достаточно изысканная песня, которая поётся от лица молодого человека, пытающегося уговорить свою бывшую подругу вернуться к нему. При этом мы остаёмся в уверенности, что он не добьётся успеха. Это очень образный, «ненадёжный» рассказчик, который заставляет нас лишь догадываться о другой стороне истории, додумывать её. И это то, к чему Нопфлер возвращался снова и снова во многих своих песнях. Как только вы понимаете, что не должны принимать «претензии» рассказчика за чистую монету — это открывает целый мир интерпретации.
С повествовательной стороны — Dire Straits рассказывали свои истории и делали это намного более компактно, чем Led Zeppelin или The Beatles. Dire Straits могли рассказать всю историю намёками, и всё же она была вполне определённая. «Stairway to Heaven» — пожалуй, самая лучшая рок-песня всех времен — но никто не знает, о чём она, и споры будут продолжаться в течение нескольких поколений. В отличие от этого, в «Romeo and Juliet» мы точно знаем, что происходит.
По звучанию — это был яркий звук, который ностальгически напоминал о Hank Marvin из 1960-х, но если внимательно послушать, там есть не только это. Нопфлер использовал небольшой перегруз, цифровую задержку, чрезвычайно изысканную реверберацию в записях и особый звук своей пальцевой техники игры. Несмотря на ностальгию, во всём этом по-прежнему была свежая, надломленная и не слишком серьёзная атмосфера панк-эры. Dire Straits всегда были самоироничны и никогда не напыщенны.
Технически — Нопфлер представил новые подходы к рок-гитаре, из которых наиболее важным является ломаное арпеджио. Именно поэтому, например, «Sultans Of Swing» так трудно играть на гитаре. «Romeo and Juliet» играется в открытой настройке, что придаёт ей очень характерный звук, помимо всего остального. И постоянные подыгрывания Нопфлера...
Видео: «Sultans Of Swing».
Пространственно, воздушно — этого часто не замечают, но Dire Straits оставляют свободным огромное пространство в своей музыке. Барабаны редкие, у баса очень мало верхов, у гитары очень мало низов. Большинство рок-групп, наоборот, отчаянно пытаются заполнить всё пространство, а Dire Straits похожи на трёх музыкантов, каждый из которых стоит примерно в десяти футах друг от друга.
Я стиснул зубы как гитарист в эпоху Dire Straits, и к 1983 году звук Dire Straits был повсюду, но на самом деле ничто не звучало в точности так, как они. Причина была в том, что без специфически написанных песен этот звук был просто слишком слащавым. Единственный музыкант, который когда-либо приближался к этому звучанию, был Chris Rea на «Steel River».
Видео: «Chris Rea - Steel River».
Одна из причин того, что Dire Straits снова вошли в моду (это было отчаянно немодно в 2000-х годах), заключается в том, что ни одна из их песен не является навязчивой. Они просто есть. Делай с ними что хочешь.
По материалам публикации (англ.).