Пожалуйста, запаситесь двумя-тремя минутами времени и секундомером. Проведём маленький эксперимент.
Чтобы оценить, на сколько хорошо иностранец овладел русским языком, в России разработан государственный стандарт по русскому языку как иностранному. И в этом стандарте описаны требования к темпу речи при предъявлении аудиоматериалов. Эти требования также учитываются при разработке обучающих программ и, в данном конкретном случае, при разработке заданий на аудирование.
Если я вам перепишу голые цифры из этого стандарта про восприятие на слух определённого количества слогов в минуту на каждом уровне изучения языка, вам будет совершенно неинтересно…
Поэтому предлагаю взять в руки секундомер и засечь, сколько времени вам потребуется на произнесение фразы с картинки ниже в своём обыкновенном темпе речи, а также, сколько времени у вас займёт произнесение этой фразы чуть быстрее и чуть медленнее.
У меня получилось так:
- 5 секунд: если я говорю достаточно быстро;
- 6 секунд: если я говорю, как обычно, в своём режиме, с чувством и расстановкой.
Мне очень интересно, что получилось у вас. Пожалуйста, напишите свой результат в комментариях. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста )))
Как вы думаете, какая скорость соответствует стандартам для этого текста?
- 7,5 секунд получится, если его произносить, делая акцентированные паузы там, где есть знаки препинания. Это стандарт для уровня В1 и выше, то есть скорость стандартного темпа речи.
- 9 секунд получится, если произносить этот текст, растягивая слоги и делая паузы. Это уровень А2 (базовый).
- 13 секунд… простите, но, как мне кажется, так говорят дауны… Это уровень А1 (элементарный).
- 14,5 секунд… это нижняя граница темпа речи для элементарного уровня А1...
Пожалуйста, попробуйте растянуть произнесение этого текста на 13 секунд. Получите удовольствие )))
Насколько правомерно до такой степени занижать скорость речи при обучении языку?.. Да, конечно, на начальном этапе я говорю медленно, чтобы меня можно было быстро понять и узнать только-только выученные слова. Грамматику я также объясняю медленно с большими паузами, потому что ученику не только нужно уловить смысл, но и обдумать полученную информацию, соотнести её с уже имеющимися знаниями, найти свои примеры. Но к 3-4 уроку использования одной и той же лексики я довожу темп своей речи до своего повседневного, часто специально значительно увеличиваю скорость речи, задавая стандартные вопросы, которые повторяются из урока в урок («как дела», «откуда ты», «что ты делал вчера», «когда люди ужинают» и т.д.) Также я ищу аудиозаписи для начинающих с более менее адекватным темпом речи. Всё это делаю для того, чтобы мои иностранцы элементарного и базового уровней, взаимодействуя в естественных условиях с носителями языка, могли понимать, что им говорят, и чувствовали себя относительно комфортно.
Согласны ли вы с таким подходом или считаете, что развитие должно идти планомерно и не стоит увеличивать темп речи со студентами начальных этапов обучения?
Если вам понравился материал, поддержите меня пальцем вверх, напишите что-нибудь в комментариях и подпишитесь на мой канал.
Прекрасного всем дня, вечера и ночи!
А эту статью Яндекс не показывает в ленте... Прочитайте её всем назло!