Ксенофан. Истинный Бог незрим
Кто же ближе к образу странствующего мага-искателя, чем он? В юности сбежал из своего города во время персидского нашествия, затем был продан в рабство и выкуплен пифагорейцами. И позже скитался как певец, смотрел на обычаи и нравы разных народов... И начал ставить под сомнение все мифы о богах. Которых все изображали подобно людям: греки - белыми, египтяне - смуглыми, нубийцы - чёрными. И что ещё хуже - порочными как люди: боги в мифах враждуют, воруют, развратничают. Ксенофан же хотел найти, постичь подлинного Бога. Такой Бог - незрим, присутствует везде и един, не имеет себе равных. В жизни, по Ксенофану, тоже должен царить такой минимализм.
И удивительно, что свои скептицизмом мистичный и религиозный Ксенофан стал учителем для тех, кто больше похож уже на современных, формальных философов - для Элеатской школы. К ней относятся Протагор, который учил о самом бытие, что небытия - нет, Зенон, тот самый "мудрец брадатый", который сказал, что "движенья нет", и его вы возможно знаете по апориям, в которых Ахиллес не может догнать черепаху, а стрела не может лететь, и Мелисс, сказавший о бесконечности вселенной.
Эмпедокл. Все движения — от любви и ненависти
Наиболее обросший легендами философ. Потому что он и сам старался создать себе славу могучего волшебника. Он исцелял и даже якобы воскрешал людей. Учил о переселении душ, вспоминал, как был женщиной, рыбой, птицей. Говорил он торжественно и, хоть и поддерживал демократию, был огромного самомнения и даже уверял, что он - бессмертный и бог.По его учению, все движения происходят от притягивающих сил любви и отталкивающих сил ненависти. Так он объяснил даже мифических чудовищ-смесей разных существ, вроде кентавров и сатиров: мол, сначала силой любви возникли органы и этой же силой потянулись друг к другу, но какие-то сложились плохо и вымерли, какие-то сложились хорошо и остались. Первообраз естественного отбора, но такой мифичный.
В конце жизни бросился в вулкан - то ли чтобы скрыть свою смерть и сохранить легенду о бессмертии, то ли чтобы такой великой смертью на самом деле стать богом, то ли чтобы вулкан выбросил его на небо... Но от него всё же остались стол приземлённые сандалии - вулкан выбросил их людям.
Гераклит. Всё течёт, всё меняется, и всё сгорит
Учил о переменчивости и относительности всего. Даже в одну реку нельзя войти дважды, потому что в ней будет уже другая вода. И всё погибнет в хаотичной переменчивой стихии огня, из которого же когда-то родилось. Свою таинственную книгу он поместил в храм Артемиды. Сократ говорил о ней: "Что я понял - прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком".
Гераклита называли Тёмным за такую труднопостижимость и за мрачность. И умер он мрачно - то ли обмазался навозом и лёг так, то ли сделался добычей собак. Возможно тут влияние зороастрийцев, презиравших трупы (и почитавших огонь).
Демокрит. Миров бесконечно много
Его часто противопоставляли Гераклиту, рисовали рядом с ним. Если первый был мрачным и печальным, то второй - вечно смеющимся. Потому что суета людей казалась ему смешной на фоне бесконечности вселенной. Его даже чуть не сочли сумасшедшим.Вокруг него правда уже меньше ауры волшебника. Всё-таки он был основателем материализма. И его мироустройство крайне простое и вещественное: есть атомы и пустота меж ними. Из этого он вывел, как в завихрениях появляются планеты, миры, и этих миров бесконечно-много в бескрайней вселенной - почти что современное видение космоса. Но всё же и он был не совсем чужд мифологии. Хоть вроде и отрицал вмешательство богов в жизнь, но всё же признавал, какие-то "образы", которые тоже смерты и состоят из атомов, но огромны и прочны, носятся по космосу с великой скоростью, устрашающи на вид и являются людям во сне, предвещая будущее. Да и в самой по себе бесконечности миров, где даже копии нашего мира бесконечно повторяются в пространстве и времени, есть нечто таинственное...
Анаксагор. Всем управляет мировой Разум
Ещё менее "волшебен" Анаксагор. Привожу его я больше потому, что без него рассказ о досократиках будет неполным. Он-то как раз пытался объяснить всё вещественно: солнце - раскалённый камень, луна - земля. Самое мистичное у него - мировой Разум, Нус, который приводит всё из хаоса в порядок, но и то - он ввёл его скорее потому, что не всё смог объяснить чисто-вещественно. Хотя впоследствии идея мирового Разума ещё сыграет роль в христианской философии, слившись с идеей Бога.
Анаксагор в целом скорее прототип учёного-нонкомформиста, который двигает науку вопреки общественным устоям. Афиняне хотели казнить его - как, он считает Солнце и Луну камнями, а не богами?! Но за Анаксагора вступился Перикл, и он отделался изгнанием. И уходя, гордо сказал "Не я потерял Афины, но Афины потеряли меня".
И ещё несколько совсем древних
Вообще греческая культура примечательна тем, что прототипы философов были даже в самой мифологии, в мифической эпохе.
Орфей был не только великим певцом, который попытался вернуть свою возлюбленную из царства мёртвых. К нему возводят и мистическое учение орфизм. В нём есть свой, полуфилософский миф о происхождении мира и людей (титаны вкусили кровь бога Диониса, за что Зевс испепелил их, и из смеси крови и пепла появились люди - с дерзновенностью титанов и страданиями Диониса). Орфики учили о равенстве людей, о перерождении и необходимости очищать свою душу (это было прообразом и учения Пифагора). К орфическим церемониям восходит и театр.
Лин, брат Орфея, сам певец, тоже отличился. Говорили, что он изобрёл письменность и записал подвиги Диониса. В сохранившихся стихах учил, что всё когда-то было едино и когда-то снова будет едино, и необходимо обуздывать чрево.
Ещё более древний герой Мусей, которому тоже приписывали изобретение алфавита и учение, что всё рождается из Единого и разрешается в Едином. Но он настолько древний, что участвовал в битве богов с титанами, и к нему в гимне обращался сам Орфей. От бога северного ветра Борея получил дар летать по небу. Просто представьте, как по небу летит великий певец и первейший философ. Жаль я таких картинок не нашёл.
Что уж говорить о мастере Дедале, сделавшем крылья и лабиринт, и обожествлённом враче Асклепии, к которым возводили свои роды философы и врачи.
Как видим, философия очень постепенно произошла из мифологии и магии. И ведь всё это - мифология, религия, эзотерика, философия, наука - хоть и не тождественно, но идёт рука об руку, и одно порождает другое бесконечным круговоротом, который ещё не кончился и не застыл, как думают некоторые.