Манилов
Типичный помещик. В первые минуты общения казался приятным и добрым, потому что очень любезен в общении. На взгляд "он был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами".
Хозяйством он не занимался, оно шло само-собою. В доме его чего-нибудь вечно не хватало. Помещик вел спокойную обычную жизнь со своей женой в тихой деревне. Он мечтал о соседе, с которым можно было бы беседовать, говорить по душам. Манилов строил несбыточные планы, часто размышлял и философствовал.
Главная социально-психологическая черта Манилова - желание всем и всегда нравиться, а также обходительность и учтивость. Он бесстрастный наблюдатель всего происходящего. Казнокрады, взяточники - все для него "предпочтеннейшие" люди. Манилов - персонаж без живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек "так себе, ни то ни сё".
Коробочка
Настасья Петровна Коробочка - небогатая помещица, живет в далекой глухой деревне. Это "женщина пожилых лет". Впервые перед Чичиковым она появилась " в каком-то спальном чепце, надетым наскоро, с фланелью на шее". Она "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки".
Коробочка ведет себя осторожно и предусмотрительно. Она упряма и ей сложно навязать своё мнение. Например, когда Чичиков просил продать мертвые души, Настасья Петровна упрямилась, что очень не понравилось помещику, и за что он и назвал ее "крепколобой", а затем - "дубинноголовой".
В хозяйстве Коробочки "индейкам и курам не было числа". Вся ее жизнь проходила торговле. Она собирает все, что может пригодиться, боится понести убытки - из-за чего и кажется жадным человеком. Коробочка осторожно и уверенно делает свое дело: продает и копит.
Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне. Все другие стороны жизни, несвязанные с накопительством, остались для нее недоступными.
Собакевич
Михаил Семенович Собакевич - очередной знакомый помещик Чичикова. На первый взгляд он показался герою "весьма похожим на средней величины медведя". Его одежда, внешность и даже предметы в доме напоминали этого зверя. ОН даже двигался так же неуклюже и всё время наступал на ноги. Этот человек имел "крепкий и на диво стаченный образ". Речь Собакевича отличалась точность, убедительностью, деловитостью. В ней не было ничего лишнего.
Чичиков несколько раз называет его кулаком ("нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!"), что показывает нам силу, целенаправленность, неподатливость и упрямство помещика. Это видно в эпизоде, когда Михаил Семенович ни в какую не хочет уступать цену за крестьян.
Чичикова, кстати, он встретил сухо и черство, в отличие от других помещиков. Он также не расхваливал местных "шишек", а наоборот говорил о них плохо. Это удивило Чичикова. Председатель у Собакевича "такой дурак, какого свет не производил"; губернатор - "первый разбойник в мире...дайте ему только нож...зарежет"; полицмейстер - "мошенник, продаст, обманет, еще и пообедает с вами". Обобщая свои суждения о чиновниках, он говорит, что "это все мошенники" и "весь город там такой". Собакевич прямой человек, не привыкший льстить.
Михаил Семенович - крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за мастерство и трудолюбие. Когда он их продавал (без всякого смятения и удивления), расхвалил каждого, несмотря на то, что они мертвы и в хозяйстве уж точно никому не понадобятся. Скорее всего этот поступок сделан для того, чтобы набить цену.
Помещик очень трепетно относится к еде, осуждает блюда, которые ему приходилось пробовать где-либо и хвалит лишь свои. Чичиков подмечает, что "губа у него не дура". О любимом занятии автор не упоминает ни разу, так же как и о цели в жизни.
Беседа Чичикова и Собакевича носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга. Жадность и корыстолюбие раскрывается в сцене продажи мертвых душ: он не удивляется предложению Чичикова, а только боится продешевить. Вся его жизнь - накопительство ради накопительства. Как хозяин он умен и практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Знает, что в этом мире все продается и все покупается.
Плюшкин
Покинув Ноздрева, главный герой отправляется к Плюшкину - самому богатому помещику. Уже при взгляде на его имение Чичиков был очень удивлен. Усадьба Плюшкина ветхая и бедная, все дома в деревне старые и покосившиеся, а люди живут в нищете ("окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики...покосились и почернели"). В интерьере Чичиков подмечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь. Иногда доходит до того, что он ворует у своих крестьян предметы, совершенно ему ненужные. Автор показывает и то, что Плюшкин, являясь богатым помещиком, имея в своем распоряжении более 1000 душ крестьян, каждый день ходит по своей деревушке, подбирая все, что попадется. Затем тащит к себе в дом и складывает в углу комнаты.
Немало удивляет Чичикова и внешний вид Плюшкина. Сначала герой не может понять даже "баба или мужик" перед ним и мешкается в догадках, приходя к выводу, что все-таки это женщина - ключница ("Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак..."). Одежда его была сильно поношена, неопрятна; лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего.
Смотря на все окружающее в имении, можно понять, что все идет к упадку и гибели. В амбарах у помещика гниет богатый урожай, а крестьяне голодают. Он считает их мошенниками, лентяями и ворами. Крестьяне здесь "мрут как мухи". Спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика. Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожорства "завели привычку трескать", а ему и самому есть нечего. Это очень скупой человек, его бережливость превзошла все границы и превратилась в жадность. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи несут за собой материальные убытки.
Общение с Чичиковым поначалу не доставляло помещику никакого удовольствия, он даже бормотал себе под нос что-то недоброжелательное, но потом - разглядев в нем благородного человека, предложил даже чашечку чая с сухарем, а после уезда героя подумывал о подарке. Видимо, Чичиков немного пробудил в нем того, кем он был раньше. Ведь Плюшкин изменился только с течением обстоятельств.
Цель в жизни этот человек потерял давно: сошел со своего пути и не нашел места в обществе.
#мертвые души #гоголь #характеристика помещиков #русская классика #чтение книг