Сегодня немного о модельном ретро. Речь идет о моделях двухэтажных вагонов производства фирмы ВТТВ ГДР в масштабе 1:120. Базовыми были наборы, состоящие из двух вагонов — головного и конечного, соединенные между собой гармошкой, которая поддерживалась общей для двух вагонов трехосной тележкой, по краям же вагонов были двухосные тележки. Головной вагон имел кабину управления. Это так называемые поезда концепции PUSH-PULL, когда состав в качестве тяговой единицы с одной стороны имеет локомотив, а чтобы не перецеплять его на конечных с другой стороны находится вагон с кабиной управления. К базовому набору продавалось и дополнение — промежуточные вагоны в количестве двух единиц. Т.е. коллекционер мог как иметь состав из двух вагонов, так и при желании иметь состав, составленный из четырех вагонов.
Лично я впервые увидел модель такого состава у своего друга, когда мы жили в чешском городе Брунталь. Состав у него был приписки чехословацких железных дорог. Модель меня впечталила, так что очень скоро мне фактически повезло, в продаже был состав из двух вагонов зеленого цвета приписки железной дороги ГДР. Я приобрел его. Так как тогда мне было всего 12 лет, я целую неделю крутился вокруг него, когда после его приобретения я заснул, я перед просыпанием боялся, что он мне приснился, но открыл глаза — он рядом стоял на тумбочке. К чему эти воспоминания, да просто настолько мне тогда нравилась эта модель. Кстати, мы ошибочно считали, что это стендовые модели дизель-позедов и катали их как самостоятельные единицы руками. Лишь несколько позднее я узнал, что эти вагоны приспособлены для работы от локомотивной тяги. В итоге за составом закрепилась кличка «дизель».
Мне посчастливилось увидеть эти вагоны в реале. В 1988 — 1990 годах в ныне словацком городе Кошице на станции всегда попадался один состав. Не могу сказать был ли это один и тот же состав или несколько, поскольку не интересовался тогда номерами вагонов. Но хотел бы заметить, что в Чехословакии на рубеже 80/90-х годов этот тип подвижного состава распространен не был. Лично я его встречал лишь в Кошицах и больше нигде.
Теперь собственно о том, что выпускала фирма ВТТВ. Выпускалось четыре варианта составов из двух наборов, которые отличались припиской железных дорог и окраской:
артикул 03730 — темно-зеленый состав восточногерманских железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03731 — темно-зеленый состав чехословацких железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03732 — темно-зеленый состав польских железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03733 — светло-зеленый состав восточногерманских железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03734 — интересный состав из сочетания голубого и кремового цветов восточногерманских железных дорог 2 класса городской железной дороги в городе Росток, IV эпохи.
Длина составов составляла 336 мм. Освещения не было, но в кабине и хвостовой части вагона были проведены световоды к буферным фонарям, т. е. предполагалось, что освещение может быть установлено моделистом дополнительно, хотя в моей модели колеса были пластиковые, в отличии от моделей пассажирских вагонов тех лет.
К каждому из этих составов выпускалось свое дополнение в виде промежуточных вагонов, которые соответствовали по окраске и номерам:
артикул 03741 — два промежуточных вагона к темну-зеленому составу чехословацких железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03742 — два промежуточных вагона к темну-зеленому составу польских железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03743 — два промежуточных вагона к светло-зеленому составу восточногерманских железных дорог 2 класса, IV эпохи;
артикул 03744 — два промежуточных вагона к составу восточногерманских железных дорог 2 класса городской железной дороги в городе Росток, IV эпохи.
Длина сцепа из дополнительных вагонов составляла 282 мм.
На всех вагонах были нанесены соответствующие прототипу надписи, причем их было в достаточном количестве, что было достоинством моделей.
В настоящее время фирма «Тиллиг» не выпускает модели этих вагонов. В производственной программе отдельно, а не наборами имеются прицепные и с кабиной управления двухэтажные вагоны более современных модификаций. Схожего с ВТТВ типами вагонов выпускает модели составов фирма Арнольд. Двухэтажные вагоны выпускает и фирма Кюн, правда также не сцепами, а отдельными вагонами.
В Советском Союзе тоже было небольшое количество двухэтажных вагонов производства ГДР, однако в отличии от восточноевропейских государств, в СССР не было вагонов с кабиной управления, были лишь прицепные вагоны. Модели этих вагонов делает отечественная фирма «Пересвет», о чем наш канал писал в материале «Модель двухэтажного вагона Советских железных дорог.».
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железнодорожного моделизма:
Модель крытого вагона 11-276. ТТ
МТВ-model лучшая чешская фирма по производству железнодорожных моделей в ТТ
Модель турного вагона из состава ПМС-75