Найти тему

Пешеходная улица Таганрога

Модное веяние века - пешеходные улицы. В след за Москвой по всей стране появляются улицы закрытые для движения автомобилей.

В столице нашей таких улиц много, в центре (Никольский мост и Большая Дмитровская например), и подальше (ул. Школьная).

Есть такие улицы в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани во множестве других городов поменьше.

В Таганроге, при всей его историчности, пока-что такой улицы нет.

Порассуждаем на этот счет.

Самое простое решение предлагается конечно в лоб - закрыть для движения улицу Петровскую. Увы, радиальное устройство города не даст осуществить эту задачу так просто. Я много раз пытался мысленно раскидать весь траффик с этой улицы и пока-что ничего не вышло.

Предлагаю рассмотреть более витиеватый маршрут, захватывающий, по большей части, улицу Фрунзе. Но не только.

Начинается пешеходный маршрут с восстановленного старинного въезда в город. Это не просто шлагбаум, это - памятник победе в Отечественной войне 1812 года. Благо от главного вокзала до сюда - меньше квартала:

Памятник войне 1812 года. Установлен в 1814 году. Пока-что не восстановлен в полном объеме.
Памятник войне 1812 года. Установлен в 1814 году. Пока-что не восстановлен в полном объеме.

Идем по нашей пешеходной улице. Справа - филиал Политехнического института в здании, построенном в 1954 году:

Здание колледжа машиностроительного.  Сейчас в нем институт.
Здание колледжа машиностроительного. Сейчас в нем институт.

Следом за ним - красивая "сталинка", дом Машиностроителей, постройки того же 1954 года:

Дом машиностроителей, 1954 год.
Дом машиностроителей, 1954 год.

За домом машиностроителей мы сразу сворачиваем направо, на улицу Клубную. Сейчас она и так не проездная (а раньше по ней шел трамвай), так что закрыть ее для автомобилей совсем не является проблемой.

Почему же она носит такое название? Потому что слева от нас - памятник конструктивизма 20-хх годов, здание клуба машиностроения. О нем я рассказывал тут:

Клуб Молодежи. 1923 год постройки. Архитектор Покорный. Исторический облик здания нуждается в восстановлении после перестройки в 1970-х.
Клуб Молодежи. 1923 год постройки. Архитектор Покорный. Исторический облик здания нуждается в восстановлении после перестройки в 1970-х.

Тут сразу возникает вопрос. А куда деть дорожный траффик. Ведь мы закрываем улицу Петровскую от Дзержинского до Социалистической. Предлагается, что машины идущие по Дзержинке в город будут уходить направо на ул. Грозненскую и выходит на Социалистическую. По хорошему между Собачеевкой и Камбициевкой должен быть построен мост, чтобы разгрузить центр (об этом написано тут):

Другой вариант переноса трафика - по Сенному переулку потребует сноса нескольких дворов.
Другой вариант переноса трафика - по Сенному переулку потребует сноса нескольких дворов.

Пойдем дальше. По Клубному переулку мы сворачиваем налево, затем проходим между клубом молодежи и Макдональсом. Мы походим к Гоголевскому переулку через остатки сквера Машиностроителей (застроен в 2010-2013 годах).

И вот за Гоголевским переулком (который, увы, так и остается нагруженной дорогой, начинается пешеходная часть улицы Фрунзе:

Зеленым-пешеходные части, красным  автодороги.
Зеленым-пешеходные части, красным автодороги.

Несмотря на дорожное движение, тут интересный перекресток. Музей Градостроительства в доме Шаронова:

Музей Шаронова. Важный памятник города.
Музей Шаронова. Важный памятник города.

На самом перекрестке перед домом небольшой сад за кованной оградой. Сейчас и ограда и сад закрыты ларьками, музей уведен в глубь квартала от перекрестка. Конечно ларьки придется убрать, это давно нужно было сделать:

Ограда Шехтеля на перекрестке. Сейчас она скрыта со стороны улицы киосками (их видно за оградой). Сразу за этой оградой - Гоголевский переулок.
Ограда Шехтеля на перекрестке. Сейчас она скрыта со стороны улицы киосками (их видно за оградой). Сразу за этой оградой - Гоголевский переулок.

Ул. Фрунзе не полностью пешеходная: по ней по-прежнему ходят трамваи, имеют право проезда машины местных жильцов. Но при этом улица вымощена камнем и лишена разделения на проезжую часть и тротуары.

Из-за трамваев улица и так не была сильно нагружена автомобильным транспортом, так что просто переложим нагрузку с нее на соседние улицы. Думаю это осуществить гораздо легче, чем полностью раскидать дорожный трафик с односторонней Петровской.

Помимо музея Градостроительства, чуть дальше по кварталу, тут есть другая важная достопримечательность: особняк Жеребцова и Французский сад:

Особняк Жеребцова. Вид из сада. Пристройку справа следует разобрать
Особняк Жеребцова. Вид из сада. Пристройку справа следует разобрать
Особняк Жеребцова. Вид с улицы.
Особняк Жеребцова. Вид с улицы.

Приближаемся к перекрестку. Права от нас - дом постройки 70-х. Не типовая хрущевка, а необычное здание. Эта многоэтажка (построена в 1980-ом году) стоит на месте, где когда-то был сад Руссо, известный на весь город. Пускай сад исчез, но на его месте выросли уютные советкие дворы. В этом дворе многоэтажные дома котельного и кожевенного заводов, а так же построенный в 1931 году дом ГорСовета:

Дом следует привести в порядок. Восстановить открытые балконы, поправить трамвайную остановку (она входит в ансамбль здания).
Дом следует привести в порядок. Восстановить открытые балконы, поправить трамвайную остановку (она входит в ансамбль здания).

Направо уходит Первый Гимназический Сквер, где установлен важный памятник героям подпольщикам — «Клятва Юности»:

Первый Гимнастический Сквер и памятник Героям-подпольщикам.  В отдалении виден другой важный памятник - Гимназия Чехова (музей)
Первый Гимнастический Сквер и памятник Героям-подпольщикам. В отдалении виден другой важный памятник - Гимназия Чехова (музей)

Если свернуть на этот сквер можно выйти к музею - к Чеховской Гимназии. Пройдя через неё можно выйти на второй Гимнастический Сквер - т. е. подойти прямо к Мариинской гимназии и рынку.

Налево уходит однополосная односторонняя дорога в сторону Городского Сада. Всего квартал от полностью пешеходной улицы до входа в парк. Кампенгаузенский (Спартаковский) переулок широкий, нужды делать его пешеходным нет. В обе стороны по нему приятно идти, особенно если расчистить киоски.

А пешеходная улица идет дальше по Фрунзе. Слева - здание католического костела. Здание отдано детской библиотеке. Но это разве мешает восстановить исторический облик здания? Нетипичную для нашего города деревянную ограду, колокол и крест:

Католический Костел построен в 1811 году. Архитектор Россинский
Католический Костел построен в 1811 году. Архитектор Россинский

Справа застройка 20-х годов (дом Актера, коммуна), Завершается квартал домом Колотилина. Тут сохранилась старинная брусчатка, а сам переулок идет на главную городскую площадь (пусть и застроенную):

Дом Колотилина. Налево уходит мощенный камнем Соборный (Красный) переулок
Дом Колотилина. Налево уходит мощенный камнем Соборный (Красный) переулок

Проходим дальше, и вот следующий квартал. Тут плотная историческая застройка:

Слева здание бывшего Коммерческого училища (сейчас в этом здании школа №10). Важно что ограда сохранилась, просто отштукатурена каким-то недотепой. Да и здание уничтоженное войной восстановили:

В этом здании сейчас школа №10. Здание сильно пострадало в годы ВОВ но было восстановлен.
В этом здании сейчас школа №10. Здание сильно пострадало в годы ВОВ но было восстановлен.

А следом за школой главное украшение улицы, главпочтампт. Статья о нем тут:

Построенный в 1910-х годах Банкирский дом, более сто лет занятый почтой.
Построенный в 1910-х годах Банкирский дом, более сто лет занятый почтой.

С другой стороны улицы - красивая сталинка, известная как дом рабочих ГидроПресса. Памятник строительства 30-х годов, величественное здание:

Дом рабочих ГидроПресса. Построен в 1938 году.
Дом рабочих ГидроПресса. Построен в 1938 году.

А следом за ним недавно восстановленный дворец Алфераки, один из самых красивых дворцов Таганрога. За ним - Коммерческий сад с памятниками снятыми из городского некрополя.

Дворец Алфераки.
Дворец Алфераки.

Еще дальше по улице - здание водолечебницы Гордона:

Здание водолечебницы.
Здание водолечебницы.

Оставшуюся часть ул. Фрунзе также можно сделать пешеходной, вплоть до Соборной (Октябрьской) площади.

Такая пешеходная улица имеет ряд преимуществ:

  • Улица формирует новые общественные пространства и объединяет разрозненные ранее достопримечательности в одну композицию
  • Пешеходный маршут не приходит взамен старых, а встает рядом с ними: по прежнему интересно гулять по дорогам с автомобильным упорядоченным односторонним движением (по Чехова, Петровской и т. д.)
  • Пешеходный маршрут совмещен с трамвайной линией - это позволяет выделить трамвай и увеличить его популярность.
  • Помимо переноса трафика с конца ул. Петровской (а это самая сложная часть плана, но это все равно необходимо будет когда-нибудь сделать) проект не сильно перекраивает дорожную сетку.
  • Только в таком случае (с захватом части Петровской) получится восстановить памятник Отечественной войне.

На улице Фрунзе (может быть вернут ей название Католическая?) расположено еще огромное количество памятников архитектуры (в том числе дом-музей Раневской, несколько сталинок и большой фонд дореволюционных особняков). В квартале от нее на всем протяжении проходит главная улица города - Петровская. При этом всего в квартале от этого маршрута Банковская площадь, Чеховская гимназия и много чего еще.

Конечно, я понимаю, что вот так нагора нельзя проектировать пешеходные зоны. Это должна быть большая работа специалистов, должно быть проведено исследование плотности населения, изучены транспортные потоки и многое другое.

Но раз всерьез этим никто не занимается, то давайте хотя бы в шутку подумаем об этом.

А как вам кажется, нужна ли в Таганроге пешеходная улица?