Найти тему

Забастовка курьеров Delivery Club. Как и почему.

Людей в зеленых и желтых куртках с большими рюкзаками сейчас можно увидеть везде и любой может воспользоваться их услугами. Но не все знают, какого это - быть курьером в Москве.

Московские курьеры — одни из самые угнетенных людей. Они работают за копейки, а порой и в минус. У них нет никаких прав. Они буквально не принадлежат сами себе: большинство из них работают через посредников, то есть агрегаторы доставки просто покупают их у агентств занятости и не несут перед ними никакой ответственности. А работа у них как у шахтеров. За день курьер может проходить километров 20-30, если он работает пешком. Понятия «обеденный перерыв» у них просто не существует. Многие работают по 12, 14, и 18 часов.

За время карантина, когда миллионы людей оказались взаперти, сервисы доставки буквально расцвели. На пике эпидемии в середине апреля число пользователей основных сервисов увеличилось на 42%, а заказов — на 25%. В самые строгие недели самоизоляции число пользователей «Яндекс.Еды» выросло в 2,6 раза, количество доставок — в 2,9 раза.

Рынок доставки рос, но армия курьеров увеличивалась еще быстрее. Delivery Club в начале апреля увеличил своих курьеров в Москве на 70%. Людей привлекали с запасом, на случай резкого роста числа заказов.

К многотысячной армии мигрантов прибавились бывшие менеджеры, официанты и предприниматели.

Социальный престиж этой профессии сильно вырос за долгие месяцы самоизоляции. Курьеров называли «героями нашего времени», а на территории «Товарищества Рябовской Мануфактуры» возле метро Тульская им даже установили памятник с надписью «Тем, кто сделал самоизоляцию возможной».

-2

Агрегаторы получали рекордную прибыль. Выручка Delivery Club увеличилась в 2,1 раза (в третьем квартале 2019 она составляла 1,24 млрд рублей за 3 месяца).

Вот только курьеры кроме памятника не получили от этого куша ничего.

В Delivery Club ставка курьера составляет 120 рублей за заказ и 20 рублей за километр. Курьер на собственной машине, может сделать за день до 25 заказов. Его заработок выше, как и риски — бензин, штрафы и амортизация автомобиля. Пеший курьер выполняет 12-15 заказов в день. Дневной заработок составляет около 2000 рублей. В месяц в зависимости от нагрузки, сноровки и везения получается 40-50 тысяч. Это если не влетаешь на большие штрафы.

А штрафов очень много и никакого средства защиты от них нет. Буквально – нет. Курьера просто ставят перед фактом. Причем некоторые штрафы просто физически не зависят от действий курьера. Штраф за опоздание с заказом – некоторые заказы просто физически невозможно успеть сделать вовремя, а отказаться от них нельзя. Если блюдо в заказе испорчено – виноват курьер, даже если его испорченным дали в ресторане. Получается чистая лотерея.

-3

Вообще штрафы запрещены российским трудовым кодексом. Но Delivery Club и прочие агрегаторы нашли выход. Трудовые отношения просто маскируются под гражданско-правовые. Людей оформляют как ИП, самозанятых, исполнителей по договорам гражданско-правового характера. Штрафы оформляются как санкции за неисполнение коммерческого контракта.

Большинство курьеров формально работают даже не на компании, чьи рюкзаки они носят. Договора с ними заключают фирмы-посредники. Это позволяет агрегаторам использовать их, но не нести перед ними практически никакой ответственности.

Курьерам, нанятым через одного из логистических партнеров Delivery Club с говорящим названием ООО «Аморали», с мая месяца не выплачивают зарплату. Люди оказались в отчаянном положении.

Протесты курьеров вспыхивают в последние годы все чаще. Нынешняя волна началась в июне. Заказов благодаря карантину было много, и компания увеличила зоны доставки. Пешим курьерам стали давать заказы на расстоянии 6 км, а автокурьерам — до 10. Но рост интенсивности труда никак не отразился на доходах. Если курьер отказывался от дальнего заказа, его штрафовали. Если брал, но опаздывал — все равно штрафовали. Это вызвало взрыв возмущения.

Началом забастовки стало то, что кризис заставил надеть курьерскую униформу многих россиян, включая москвичей. А они больше готовы защищать свои трудовые права, чем многие мигранты, Результат забастовки поддержали многие блоггеры и обычные пользователи сервиса. Это заставило Delivery Club заявить о выплате всех задержек по зарплате и о расторжении договора с ООО «Аморали».

-4

Какой вывод можно из этого сделать о компании Delivery Club. Они утверждали, что не знали о ситуации с выплатами, но если они реально этого не знали, то это просто максимально разгильдяйская компания, которой просто плевать на своих сотрудников. А если знали – то тут ситуация еще хуже.

Можно даже не зацикливаться на Delivery Club, потому что такой политики придерживаются многие российские компании. Выжимай из людей максимум, а если что, всегда можно найти других. Культурное наследие или менталитет, называйте как хотите. Если в Японии какой-то отдел компании не справляется со своей работой, его начальник увольняется. Если тоже самое происходит в России, увольняют сотрудников, а начальник еще и премию может получить за успешную реализацию стратегии по созданию эффективного штатного расписания.

Уверен, многим это знакомо, но деваться от этого пока некуда. Большинство людей выросло в условиях, когда ничего не дается просто так, и когда они достигают какого-то положения, при котором появляется возможность зарабатывать деньги просто так, за счет других людей, у многих срывает крышу. Как правило, чем больше компания и чем больше бюджет, в который можно запустить руки, тем хуже ситуация.

Наверное, это все-таки менталитет, но хочется надеяться, что когда нибудь это изменится.