Александр Иванов
Из всех великих китайских изобретений, которые великая страна изо всех сил старалась держать в тайне от окружающих варваров, фарфор получилось сохранять в секрете дольше всего.
"Волшебная" смесь каолина, кварца и полевого шпата, впервые использованная то ли во III, то ли в VI веке. Такой разброс свидетельствует, как минимум, о том, что до VI века не только секрет производства, но и само изделие удавалось держать в тайне.
Но фарфор настолько прекрасен, легок и прозрачен, что не похвалиться им было невозможно.
Экспорт фарфора начинается почти сразу после того, как он покидает стены императорского дворца ("фарфор" - искаженное китайское "фахфур" - император), с VII века, и не прекращается и по сей день.
Любопытно, что фарфор - одно из тех чудесных изобретений, которое (в отличии от шелка, пороха или бумаги) китайцам долго удавалось хранить в тайне.
Хотя последователей хватало.
В принципе, все они производили, в итоге "профарфор", нечто сродни фаянсу, который сами китайцы освоили (как и Древний Египет, заметим) еще в эпоху неолита.
Корейские эксперименты (давшие прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства) не привели к созданию фарфора, его секрет вывезли в Корею в начале эпохи династии Чосон, в XIV веке.
Из Кореи фарфор (тем же маршрутом, что ранее - письменность, шелк и бумага) добрался до Японии. В XVI веке японцы достигли немыслимых высот в его изготовлении и, что важно, в его росписи - они, в отличии от китайцев, добавили к традиционным гаммам - зелено-коричневому и синему - роспись золотом, что произвело сильнейшее впечатление на современников.
Голландцы очень сильно разогнали фарфоровое производство в Японии, будучи единственными, кто был допущен к японскому рынку и организовав мощный экспортный поток.
Но уже в конце XVII века Китай возвращает себе пальму первенства в экспорте - в провинции Цзянси, богатой "фарфоровым камнем", в городе Цзиндэчжэнь, строится огромное количество печей для обжига, императорские чиновники сгоняют массу рабочих, город становится одним из первых городов-"миллионников" в истории человечества, закупочные цены на китайский фарфор несколько снижаются, и европейские закупщики, даже голландцы, меняют поставщиков, переориентируясь, уже окончательно, на китайский рынок.
Фарфор, известный в Европе еще со времен раннего средневековья (хотя в те времена он был большой редкостью) становится бешено популярен (благодаря активности португальцев и - голландской Ост-Индской компании в первую очередь) в XVII веке.
Не последнюю роль в его популярности сыграла легенда о том, что фарфор якобы выявляет яд, если он попадает в посуду из этого материала - времена были не спокойные, есть-пить на фарфоре считалось не только признаком богатства, но и признаком благоразумия.
Так или иначе, но европейцы открыли охоту на китайский секрет.
Широко известна история иезуита д'Антреколла, который пробрался на фабрики Цзиндэчжэня, описал весь процесс и издал об этом книгу, но получить по описанию фарфор не вышло - с описанием материалов не разобрались, во всяком случае, что такое "каолин", европейцы не поняли.
Активно рассылал шпионов и российский император Петр I. Сибирский купец Курсин за невероятные деньги "купил секрет" у знакомого китайца, но - то ли китаец слукавил, то ли купец - а фарфора так и не вышло.
Впрочем, царь Петр посылал шпионов не только в Китай (так же безуспешно) - в 1710 году заработала знаменитая Мейссенская фабрика в Саксонии - секрет фарфора, хранимый более тысячи лет, был раскрыт.
Произошло это так: в конце XVII века за дело взялся саксонский курфюрст Август, кажется, слегка съехавший (да простится мне такой пассаж применительно к августейшей особе) на теме фарфора. Он был неутомимым собирателем и покупателем фарфора, на современников неизгладимое впечатление произвел его обмен - он, когда денег на покупку не было, обменял роту своих драгун, "рослых, сильных и в полном вооружении", на две фарфоровые китайские вазы у прусского короля. Люди ценились дешево, а фарфор был дорог...
Август II Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши, был вообще человеком увлекающимся, причем был он не только сильным физически, но и - обуреваемым сильными страстями.
Пересказывать легенды о сотнях его внебрачных детей мы, однако, не станем, для нас в нашей истории важно, что, во-первых, он был помешан на фарфоре, к разгадке изготовления коего им был привлечен известный физик и минеаролог фон Чирнгауз, во-вторых, он мечтал разбогатеть, для чего пользовался услугами алхимиков.
Так как ко времени описываемых событий (это 1704 год) Август еще не разбогател, то очень известный алхимик, ученик аптекаря и прекрасный химик, уже известный в Европе шарлатан (в Пруссии его ждала виселица) Иоганн Бёттгер, сидел в саксонской тюрьме Кёнигштейн, комендантом которой оказался тот самый ученый граф фон Чирнгауз - Август устроил там "шаражку" из одного человека, который должен был добыть для него "философский камень". Коменданту приглянулся талантливый молодой человек, и он вовлек его в свои опыты своего узника.
Дуэт ученого и энтузиаста оказался эффективен: уже в 1705 году им удалось получить "красный фарфор", прообраз европейского фарфора. Это заставляет Августа возобновить финансирование проекта.
Однако в 1708 году умирает Чирнгауз. Финансирование работ остановлено. Год спустя заключенный решается написать Августу письмо, в котором объявляет себя единственным изобретателем и носителем секрета и утверждает, что может изготовить «отменный белый фарфор с изысканнейшей глазурью».
Август верит ему, и в пустующем мейссенском замке Альбрехтсбург открывается первая в Европе фарфоровая мануфактура. В 1710 году ее продукция выставляется на Лейпцигской ярмарке и становится европейской сенсацией.
Личную свободу, однако, Бёттгер получает только в 1714 году, после чего, по легенде, был снова упрятан в тюрьму, так как пытался продать секрет изготовления фарфора прусскому королю. В тюрьме он вернулся к прежним занятиям алхимией, говорят, что достиг больших успехов (его последователи-алхимики убеждены, что он разгадал-таки секрет "философского камня" и унес его с собой в могилу, умерев в 1719 году).
Не известно достоверно, что там все-таки случилось с тайной философского камня, а вот тайну фарфора саксонцам сохранить удалось.
Но, что называется, было поздно - химия как наука развилась в те годы до такой степени, что всего несколькими годами позже мейссенского появляется русский (гжельский) фарфор, затем французский (севрский и лиможский), а уже после производство фарфора становится повсеместным.
Однако вплоть до конца XVIII века цены на фарфор по-прежнему чрезвычайно высоки. Даже Август II, имея уже собственное фарфоровое производство, продолжает буквально разорять страну, скупая по всему миру приглянувшиеся ему изделия.
Китайский фарфор занимает важное место в торговом обороте Английской Ост-Индской компании (сменившей в лидерах мировой торговли своих голландских тезок), постепенно, однако, уменьшая объемы ввозимого в Европу китайского фарфора - от примерно 18% от стоимости всего их торгового оборота в 1750 году до 11% в 1850 году.
Фарфор мягко, незаметно для современников, падает в цене, и в конце XIX века неожиданно обнаруживается, что почти в каждой семье в России есть хотя бы одна тарелка, чашка или статуэтка кузнецовского, гжельского или дулевского фарфора.
А в конце XX века и вовсе происходит некая трансформация изделий из фарфора - посуда по-прежнему в цене, но спрос не так уж и велик, новые материалы врываются в наш быт, фарфор перекочевывает в область декоративно-прикладного искусства, можно говорить о том, что он снова становится элитным украшением.
Производства его сокращаются повсеместно - не сложно предположить, что новых городов-миллионников он уже не создаст.
#ЭКОНОМИЧЕСКИЕИСТОРИИ
P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними
Александр Иванов
"Краткие эссе об истории экономики"
Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history
Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect
И в Facebook #экономическиеистории