Найти в Дзене
ЖАЖДА НЕИЗВЕДАННОГО

Могилев - могучий лев

До революции белорусский губернский город называли - Могилев на Днепре. Когда-то, во времена стародавние, могучая река играла определяющую роль в жизни города-крепости. Днепр и сейчас достаточно широк в районе Могилева, даже судоходство какое-никакое здесь воссоздано: специально для туристов теплоходы вплоть до глубокой осени, то бишь – ледостава, совершают рейсы по красивейшим маршрутам, экскурсоводы рассказывают «преданья старины глубокой». 

Ну, а в XIII – XIX веках, когда Днепр вплоть до своих верховий был полноводным, судоходство в этих краях было таким, что местное купечество предпочитало переправлять товары исключительно речным путем. Собственно, наличие «большой воды», высокого 30-метрового берега и обширного строевого леса, скорее всего, и стало побудительной причиной для возведения над Днепром знаменитого чуть не на всю Европу Могилевского замка. Тогда и название это возникло, причем ничего общего с «могилой» оно не имеет, хотя и напрашивается такое толкование. Но документальные «Хроники города Могилева» - летописный свод XVII века, дошедший до наших дней и скрупулезно описывающий события городской жизни на протяжении нескольких столетий – определенно указывают на подлинный смысл, заключенный в названии города. Он совсем иной и в основе своей имеет понятие «могучий» (по-старославянски – могий). Таким образом, Могилев – означает «могучий лев». Что ж, вполне оправданное словосочетание. Особенно - если вспомнить, что в средние века здешняя цитадель считалась неприступной, чуть ли не идеальной с точки зрения фортификации. Однако летописец дает еще одно важное сведение: воинственный князь Лев Могий (Могучий) в 1267 году закончил строительство Могилевского замка. Вот кто был тем могучим львом, что дал имя городу! Современные белорусские историки уточняют, что Лев Владимирович, прозванный Могучим, княжил в Полоцке.

Конечно, первый замок, возведенный в XIII веке, не раз перестраивался, ибо изначально был он из бревен. А каменную цитадель возвели в 1526 году – с той поры и начинается восхождение Могилева в сонм наиболее «продвинутых» городов Речи Посполитой. Недаром стилизованное изображение старинного замка и рыцаря с мечом, стоящего в воротах, по сей день является гербом города (этот рисунок также помещен на флаге Могилева).

Могилев - исключительно чистый город
Могилев - исключительно чистый город

Лев Могучий и архитектор Львов

Получив в 1577 году от короля Стефана Батория «большое магдебургское право», дававшее купцам и промышленникам города возможность «преимущественной торговли» в Европе, Могилев, казалось бы, должен превратиться в процветающий культурный центр, где мирно и свободно уживаются католики и православные, иудеи и протестанты. Но… Сказалось, видимо, географическое положение города. Не только торговые люди не могли миновать Могилев, но и захватчики всех родов и племен. Сначала, в 1595-м, обрушился на приднепровский город казацкий предводитель Северин Наливайко, резавший несчастных жителей направо и налево, за ним, в 1618 году, на подавление религиозного бунта пришли польские войска, в результате чего многих горожан, в самом прямом смысле, пустили по миру, а православные храмы и монастыри передали греко-католикам… Ну, и, конечно, побывали здесь московские полки: город не раз переходил из рук в руки.

Нигде в Могилеве туристу не расскажут об истории родного края лучше, чем в краеведческом музее. Здесь – не просто старинные фото и документы, но и совершенно уникальные предметы из различных эпох. Даже сохранились и выставлены на обозрение такие потрясающие экспонаты, как подлинная берестяная грамота эпохи Льва Могучего, основателя города. Есть каменные языческие идолы, найденные на месте дохристианского городища. А о крещеном Могилеве свидетельствуют иконы и кресты разных эпох.

Конечно же, немало артефактов расскажут о драматической, а порой – трагической истории Могилева в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Вот рыцарские доспехи, другие предметы воинской экипировки. А представить себе воочию истинный облик города в XVI веке можно, озирая точную реконструкцию замка, возведенного в первой половине того самого столетия.

Нынешние жители Могилева хорошо помнят, что их родной город очень сильно пострадал во время Северной войны между Россией и Швецией (начало XVIII века). Кстати, один шведский солдат оставил для нас короткое описание тогдашнего Могилева (перед тем, как вместе с товарищами стереть город с лица земли): «Река Днепр или Борисфен (Nieper eller Borysthenes), протекает через Могилев, который вместе с предместьями по оба берега реки составляет довольно большой город. Город хорошо выстроен и имеет богатый, добротный вид». Жаль, что вся эта красота из-за военных столкновений не дошла до нас… А ведь незадолго до Северной войны в Могилеве сложилась своя, уникальная школа зодчества! Мало что осталось от архитектурных сооружений того времени, но – кое-что сохранилось.

В первую очередь это – здание городской ратуши, полностью восстановленное в виде новодела. Этот шедевр могилевской школы зодчества (построен в 1681-1698 гг.) наглядно указывает на архитектурные приоритеты жителей города в XVII веке: стремление ввысь, гармоничное сочетание изящества и силы, готики и барокко. Стройная восьмигранная башня, увенчанная грибообразным медным куполом, повидала на своем веку немало… После того, как в 1772 году Могилевщина вошла в состав Российской Империи, сюда (спустя восемь лет после означенного события) прибыла Екатерина II для важнейшей дипломатической встречи с австрийским императором Иосифом II. С верхотуры башни любовались монархи окрестностями… О чем говорили – неизвестно. Видимо, было, о чем. Недаром тогда же, в 1780-м, в Могилеве началось масштабное строительство собора святого Иосифа Обручника, причем возводил его не кто-нибудь, а наипервейший архитектор того времени – Николай Львов! (Собор радовал всех людей своим «осанистым видом», пока его не снесли в 1938 году).

Ну, а заодно Николай Александрович возвел в Могилеве ряд других общественных и частных зданий, фактически став автором нового облика города. Вместе со Стасовым Львов полностью преобразил Торговую площадь (ныне – площадь Славы, до того – Губернаторская). Многое можно прочувствовать и понять, если прогуляться по центральной улице Ленина, где сохранились десятки старинных купеческих и мещанских особняков XVIII-XIX века. А дом купца Антошкевича вообще датирован 1698 годом – уникальное строение, ведь в те годы из камня возводились главным образом церкви и присутственные места, а частные «хоромы каменные» дошли до наших дней в единичных экземплярах.

С установлением российской власти город пользовался расположением официального Петербурга. Иконы для собора св. Иосифа писал придворный художник Боровиковский. Чудом сохранились до наших дней три иконы, выполненные этим выдающимся живописцем – увидеть их можно в том же краеведческом музее, что на площади Славы. Здесь же – соборная купель, ключи от города, преподнесенные Екатерине II.

Памятник Звездочету
Памятник Звездочету

Ну, а если вы хотите погрузиться в события вековой давности, в атмосферу генерального штаба русской армии периода Первой мировой войны, то, как говорится, далеко ходить не нужно: генштаб под непосредственным руководством Николая II располагался именно здесь, в здании нынешнего музея. К 100-летнему юбилею окончания «второй отечественной», как называли ту войну русские и белорусы, в музее представлена широкая экспозиция. В основном она повествует о пребывании в Могилеве последнего русского царя. Мы знаем, что именно здесь Николай Александрович принял свой последний парад войск. А позже, в ноябре 1917-го, на перроне Могилева солдаты подняли на штыки последнего «старорежимного» главнокомандующего – генерала Н.Н. Духонина, трагедию которого так душевно сыграл в фильме «Гибель империи» актер Дмитрий Певцов.  

Могилев привлекателен еще и тем, что это – зеленый город. Целых три лесопарка простираются непосредственно в пределах Могилева. А всего здесь – более сорока скверов и парков.