Практически половина случаев обращения с детьми в возрасте с 5-и до 10-и лет по поводу, так называемой, гиперактивности или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Почему же так называемой? Существует истинная гиперактивность с биологическим или органическим субстратом. Она характеризуется слабостью тормозных систем, а не избыточностью активности. Именно поэтому ее в других странах лечат психостимуляторами.
Так в американском сериале «Отчаянные домохозяйки» одна из героинь подсела на препарат, выписанный ребенку, и в идеальном состоянии содержала дом. Успокаивающие средства, таким образом, мало помогают, они еще больше затрудняют работу тормозных систем. Хорошо, что истинная гиперактивность встречается редко. Львиная доля обратившихся, не менее 90%, составляют поведенческие нарушения. У ребенка не сформирован самоконтроль, понимание границ допустимого, умение планировать свою деятельность и выполнять действия по правилам. Четким критерием различия между поведенческими нарушениями и органической природой гиперактивности является умение ребенка длительно заниматься любимым видом деятельности по собственному желанию. Гиперактивный ребенок не способен к подобному, он всегда не может контролировать свои движения. Поведенческая проблема характеризуется тем, что существуют периоды длительной целенаправленной активности. Ребенок может долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, даже собирать пазлы и сложные конструкторы, однако не может сам делать домашние задания, игнорирует просьбы, не может спокойно сидеть на уроке.
Таким образом, мы с Вами сразу разобрали причины и симптомы, чтобы перейти к решению проблемы.
Если, гиперактивность истинная, поможет только врач. Необходимо достичь гармонии работы возбуждающих и тормозных систем. Хорошо, что такая патология встречается редко. Еще раз напомню, если ребенок способен длительно заниматься своими любимыми делами, его проблема поведенческая, а не органическая и Вы сможете помочь ребенку без лекарств.
7 шагов решения проблемы гиперактивности у ребёнка.
1. Всегда обращайтесь к ребенку, имея контакт глазами или усилив близость прикосновением. Все родители, жалуются, что ребенок их не слышит, игнорирует просьбы, нужно повторять несколько раз. При этом кричат ему задания из другой комнаты или напоминают требования, не поднимая глаз от телефона.
2. Всегда говорите ребенку инструкции, не задавайте вопросы. Что имеется ввиду? Не надо спрашивать: «Ты почему игрушки разбросал, со стола не убрал, уроки не выучил?» Не тратьте зря силы и время. Ведь малыш станет придумывать ответы на вопрос, а не ликвидировать недочеты. Скажите: «Убери игрушки». Помните, что просьбу нужно озвучить, установив контакт глазами или прикоснувшись к ребенку.
3. Давайте только одно задание и только один взрослый. Если мама скажет, чтобы учил уроки, а папа, чтобы убрал за собой посуду, ребенок не сделает ничего. Так же случится, если сразу дать несколько заданий.
4. Наказание должно быть полезным, соответствовать степени тяжести проступка и с ясными четкими критериями его снятия. Рассмотрим на примерах. Ребенок получил двойку. Хорошее наказание написать 10 строчек, словарных слов, или решить 10 примеров, что потребует усилий от родителя, который вынужден будет находиться рядом, для контроля исполнения наказания. Обычно родители лишают компьютера на неделю. В чем логика? Наивно думать, что освободившееся время будет потрачено на уроки. Наказание становится бессмысленным. Повторюсь, что наказание должно быть полезным и тренировать навык, правильное наказание требует усилий от родителей, ведь Вы хотите помочь ребенку, а не сделать ему плохо.
5. Формулируйте задания коротко и пошагово. Не сработает задание: «Наведи порядок в комнате». В зависимости от возраста и выраженности поведенческих нарушений, последовательно говорим, чтобы сложил книги на полку, пропылесосил, сложил одежду в шкаф. Та же с уроками, чтобы взял портфель, достал учебник, читал задание и так далее. По мере преодоления трудностей, инструкции становятся более общими.
6. Формируем самоконтроль. Умение целенаправленно выполнять свои действия не возникает внезапно. Человек существо социальное, все навыки формируются. Рассмотрим на примере домашних заданий школьника. В первом классе, у ребенка есть рабочее место, где он будет выполнять школьные работы. Обязательно нужно приготовить место для взрослого, чтобы он не нависал сверху и не ютился рядом на неудобном стульчике. Особенно важно поставить для себя удобное кресло в комнате ребенка родителям детей с гиперактивностью. Они прекрасно знают о проблеме, как минимум лет с пяти. Присутствие мамы или папы является внешним стабилизирующим фактором самоконтроля. Если ребенок останется один, он начнет играть игрушками при первых неудачах или признаках утомления, потеряет концентрацию и подготовка уроков затянется на часы. Мама может заниматься в этот момент рукоделием, чтением, но вовремя вмешается, если у ребенка самоконтроль ослабнет. Чтобы мама не раздражалась и не торопилась, ей должно быть удобно, она должна быть занята чем-то приятным. Ее помощь нужна эпизодически. Так самоконтроль и целенаправленная деятельность формируются, по мере созревания навыка родитель может периодически покидать комнату, затем ребенок берет работу на себя полностью.
7. И последнее, самое важное. Поощрение. С момента рождения ребенка и до окончания начальной школы, лучшее поощрение ребенка - это приятное сотрудничество с родителем. Не покупки, не компьютер, не мультики, не сладости, не развлечения, а сотрудничество. Разумеется, все вышеперечисленное ребенок получает с учетом нашего уровня жизни. Поощряем за труд своим временем. Играем в настольные, спортивные, даже компьютерные игры, вместе готовим, вместе делаем взрослые дела. Пускаем ребенка на свою территорию в пределах его компетенции. Помните, ребенок развивается не когда мы занимаемся его делами, а когда он занимается нашими.
Автор статьи: Морозова Валентина Николаевна, семейный психолог
Записаться на онлайн консультацию можно по тел.: 8-932-321-29-46
Смотрите видео информацию для родителей о простых, полезных действиях, которые помогут преодолеть синдром дефицита внимания и гиперактивность у вашего ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=_23mK4Ehuxk