Найти в Дзене
Ленинка

Изучайте каллиграфию по старинным учебникам (открытая коллекция)

В те времена, когда не было ни компьютеров с клавиатурой, ни даже шариковых ручек, умение красиво писать было фундаментальным. Поэтому в Национальной электронной библиотеке так много прописей, пособий по чистописанию и листов с образцами красивого почерка, изданных в 19 веке.

В наши дни умение красиво писать из сугубо прикладного стало сопутствующим, но не менее важным навыком для развития мелкой моторики и работы мозга малышей и взрослых.

В Плетнев. Каллиграфия и способ научиться писать красиво по правилам лучших каллиграфов (1811)
В Плетнев. Каллиграфия и способ научиться писать красиво по правилам лучших каллиграфов (1811)
Каллиграфическая тетрадь в 30-ти листах на трех языках: русском, французском и немецком, написанные и гравированные М. Брифом (1852)
Каллиграфическая тетрадь в 30-ти листах на трех языках: русском, французском и немецком, написанные и гравированные М. Брифом (1852)

Для того, чтобы издать прописи, в 19 веке нужно было выгравировать все буквы — так что эти книги стали не только старинными исконными учебниками красивого почерка, но и произведениями гравёрного искусства.

Основные правила скорописания С примерами упражнений, сост. А. Яновским, пом. инспектора кл. С.-Петерб. батальона воен. кантонистов, Ф. Мессером, преп. скорописания в том же батальоне (1853)
Основные правила скорописания С примерами упражнений, сост. А. Яновским, пом. инспектора кл. С.-Петерб. батальона воен. кантонистов, Ф. Мессером, преп. скорописания в том же батальоне (1853)

Пособия по каллиграфии, которые вошли в коллекцию Национальной электронной библиотеки, можно скачать и распечатать, чтобы тренироваться с пером в руках.

Прописи чистого российского письма (1843) — на этом листе видна вдавленная граница гравёрной доски
Прописи чистого российского письма (1843) — на этом листе видна вдавленная граница гравёрной доски

Несколько советов от мастера каллиграфии М. Баранцевича:

Для приобретения совершенной свободы руки ученик должен стараться, сколько возможно, писать всякое слово и даже несколько слов или букв безостановочно, соединяя их, не отнимая пера. Такого рода упражнение даст учащемуся свободу и смелость, почерку — вид плавный и не принуждённый...

Надобно свыкнуться с правильной позицией корпуса, руки и держанием пера: держите третий и четвёртый пальцы под ладонью — так, чтобы они скользили на оконечности ногтей.

Перо должно касаться бумаги обоими кончиками, верхушка же его должна быть обращена к правому плечу; при этом должно избегать жать перо между пальцами, а держать его нежно, не очень упирая в бумагу.

М. Баранцевич. Метода скорописания в семи уроках (1845)
М. Баранцевич. Метода скорописания в семи уроках (1845)

Коллекция «Каллиграфия и чистописание» в Национальной электронной библиотеке