предыдущая глава "Враг народа"
В деревню прибыли вербовщики. Созвали комсомольцев в клуб, на собрание. Первым на сцену вылез краснощёкий, мордастый агитатор в модном пальто.
– Сталин умер, но Советский Союз будет всегда! – говорил он, приглаживая непослушные вихры. – Мы готовы встать в первые ряды строителей коммунизма!
– Хотите увидеть мир? Ходить в театры и кино, и жить в большом городе? – подхватил, жестикулируя, ушлый мужичонка с хитроватыми, бегающими глазками под круглыми очками. – Только договор с нами поможет вам получить паспорт! Вначале на год, а там, глядишь, и не заметите, как у вас на руках будет пятилетний паспорт.
Шушукались между собой девчата: паспорта на руки не давали, и выбраться из колхоза не было никакой возможности. Если родился в колхозе, то и умрёшь в колхозе. Никому не хватало смелости. Пугала неизвестность.
Разговоры о городе давно волновали Елю. Ещё с тех пор, когда бывшие фронтовики собирались у них на кухне, смолили махорку, ворошили прошлое и вспоминали былые подвиги. Дядя Трофим, подвыпив, хвастал, как он в каком-то французском городишке ванну принимал: «кран откроешь, а водичка тёпленькая сама на голову льётся». Дядя Кирук, сморкаясь от избытка чувств, предавался воспоминаниям о благодатной Украине, где всегда тепло, где круглый год родятся диковинные груши и виноград. Ещё хвалился, как он ходил в настоящий театр: «Аж, целых два раза».
Вот и настал заветный миг. Глаза у Ели заблестели: она получит паспорт и обретёт свободу! Перед ней распахнётся весь мир со всеми его благами: театром, виноградом, и даже ванной! Неожиданно для всех она поднялась с места. В зале воцарилась тишина. Смущённо теребя кисти большой клетчатой шали, она выпалила:
– Меня запишите.
И не читая договора, составленного на русском языке, первая поставила свою подпись. Она сама не ожидала от себя такой решимости.
– Поздравляю! – захлопал в ладоши ушлый мужичок-вербовщик, с любопытством разглядывая тоненькую, кареглазую девушку с милыми ямочками на щеках.
– Ты в первых рядах поедешь на стройку коммунизма! – пожал её руку мордастый городской агитатор. – Сознательная молодёжь всегда впереди на трудном пути!
Послышались недружные хлопки, а потом ей зааплодировал весь зал. Когда шум стих, с места вскочила Маня Сидорова, справная, щекастая девица лет двадцати пяти. Она, кивая на свою подружку Лену Рябинкину, сказала:
– И нас с Рябинкиной запишите! Мы тоже в город хотим!
– Даю вам на всё про всё семь дней, – строго произнёс очкарик.– Не успеете справить паспорт, прощай город!
У дверей клуба Елю остановил Родион.
– Еля, обожди. Давай я тебя до дома провожу. По дороге потолкуем. Как это ты отважилась ехать одна и неизвестно куда? А как же я?
– Я вернусь. Я ж не навсегда уезжаю…
– Кто ж теперь будет подкармливать меня горячими лепёшками и киселём? Кто одолжит мне варежки в лютый мороз? Таких тёплых варежек у меня никогда в жизни не было!
Работа на ферме их сблизила. Еля пыталась скрасить безрадостное и голодное существование парнишки, и украдкой подкармливала его. Они могли часами говорить обо всём, что было на душе. Только ей одной он рассказал, как на исповеди о тяжёлых, сиротских мытарствах и был благодарен, что она слушала его с влажными от слёз глазами.
– С тобой бы я хоть на край света подался. Но меня должны скоро в армию забрать. Уже на комиссию вызывали. Будешь мне писать?
– Буду.
Пасха выдалась холодная, слякотная. С утра шёл мокрый снег. Со всей деревни на разработку торфа в город Камышлов[1], в Свердловскую область, набралось всего три добровольца. Еля вместе с новыми компаньонками отправились пешком в районный центр. Они протопали в лаптях пятьдесят километров по заметённой снегом дороге. Пришли в Бижбуляк за полночь. Переночевав у родственников, утром разыскали вербовщика, оформили временные паспорта. На обратном пути девушкам повезло: порожний трактор шёл в сторону Аксаково. Тракторист посадил девчат на сани, и за пять часов «домчал» до дома.
Весть о скором отъезде Ели из деревни докатилась до всех соседей. Прибегали тётя Мария и Христинка, чтобы посмотреть своими глазами на паспорт счастливицы. Она в который раз доставала из сундука настоящий паспорт, с водяными знаками, печатью и фотографией. Мама суетилась, собирала дочку в дорогу. Обшила старую курточку синеньким ситцем, достала из сундука новенькую пару суконных чулок и костяной гребень бабушки Марфы. Еля обернула краюху хлеба холщовым полотенцем, сложила нехитрые пожитки в папин фанерный чемоданчик и пошагала в Аксаково.
[1] Историческая справка: «Город Камышлов расположен на левом берегу реки Пышма (бассейн Оби), в 136 километрах к востоку от Екатеринбурга. Железнодорожная станция. В середине 18 веке через слободу прошел Сибирский тракт. С 1781 года уездный город Камышлов».
продолжение Разлука
Содержание книги "Цвета холодных лет":
Глава 1. Как нас раскулачивали
Глава 2. Стражник
Глава 3. Утро
Глава 4 Фотография перед смертью
Глава 7. Как женщины выживали в войну
Глава 8. Посылка для папы
Глава 12. Вилами за честь
Глава 14. День Победы. Несчастливые
Глава 16. Сватовство Альтук
Глава 17. Голодный апрель.
Глава 18. Китайский шёлковый платок.
Глава 20. Ведьма
Глава 21. Баня в апреле
Глава 25. Возвращение блудного мужа
Глава 26. Как спасали Фиву
Глава 28. Грех
Глава 29. Наследство
Глава 30. Налог
Глава 31. Держи вора
Глава 33. Счастливица
Глава 35. Некрасивая
Глава 37. Враг народа
Глава 38. Паспорт
Книга состоит из двух частей: "Цвета холодных лет" и "Ты лучше всех". Книги можно заказать по почте, можно скачать на моём сайте www.dinagavrilova.ru
можно скачать аудиокнигу
Если вам нравится этот роман, ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии. У меня будет мотивация дописать третью часть романа.