Найти тему
Тёмный историк

Почему донские казаки поднялись против большевиков?

Белые, ломанувшиеся в конце 1917 года на Дон, ожидали увидеть там массы антибольшевистски настроенных казаков.

Однако, вернувшиеся с фронтов Первой мировой казаки от войны устали, к белогвардейцам скорее относились нейтрально-негативно. Алексеева с Корниловым более-менее поддерживали лишь донской атаман А.М. Каледин да немногие энтузиасты из числа учащейся молодежи и «стариков».

В крупных городах на Дону ситуация была еще веселее: там было много рабочих и «иногородних», популярностью пользовались социалистические партии, были даже «красные казаки» (как Ф.Г. Подтелков).

Итог закономерен: «добровольцы» ушли искать счастья на Кубань, энтузиасты — перешли к партизанской тактике. А бедный атаман Каледин застрелился, что называется, «от безысходности». Сложно его судить за такой поступок: защищать Дон от красных было некому. Занавес?

Атаман А.М. Каледин застрелился еще до начала «большой Гражданской войны».
Атаман А.М. Каледин застрелился еще до начала «большой Гражданской войны».

Да нет, все только начиналось. Полыхнуло по-настоящему весной 1918 года. На сцену вышел небезызвестный атаман П.Н. Краснов. Его войска, однако, будут разбиты к концу 1918 года. Наплевать — уже в начале 1919 года на Дону начнется новое, Вешенское восстание против советской власти.

Все эти рокировки сопровождались кровавыми расправами, грабежами и прочим непотребством со всех сторон. Одно можно сказать точно: большая часть казаков, в конце концов, приняла сторону противников большевиков. Хотя изначально держала нейтралитет. При этом идеология у донских казаков была самая разная, от сепаратизма до возрождения «единой и неделимой». Как же так получилось?

Во-первых, конечно, борьба за землю. «Передел собственности» на Дону вылился в противоречия между «казаками» и «иногородними».

Первые все же ощущали себя некой единой сословной (даже отчасти национальной) группой, противопоставляя себя «пришлым» на бытовом уровне. Казачество, в целом, обладало большими земельными наделами, потому при переделе почти все казаки рисковали что-то потерять.

Художник: И.А. Владимиров.
Художник: И.А. Владимиров.

На это накладывалась политика «новой власти», которая, по сути, сама еще только-только формировалась, многие «красные отряды» напоминали скорее банды. Беззаконие стало в глазах казаков «визитной карточкой» большевиков. Нередки были бессудные расстрелы, грабежи, насилие, «черный передел» казачьей земли, выкрутасы и неадекватное поведение красных карьеристов.

Без затей «экономическую» сторону вопроса описал в своей неподражаемой манере Я.А. Слащев:

«...иногородние, работавшие у казаков...подняли голову и начали передел земли. Советская власть закрыла базары и стала отбирать излишки продуктов и свершилось «чудо». Идея «отечества», не находившая до сих пор отклика в массах, вдруг стала понятна зажиточному казачеству настолько, что для организации отрядов не приходилось уже агитировать, а станицы сами посылали за офицерами и выступали «конно, людно и оружно...» (с) Я.А. Слащев, Крым в 1920 году.

Кстати, об оружии. Здесь действительно сыграли свою роль как «количество стволов на душу населения», так и умение местных с «пушками» обращаться. О некоторой «казачьей сплоченности» я уже упомянул.

В итоге казачья самостийность, экономические разборки, отвратительная политика большевиков и ряд «вспомогательных факторов» (близость и поддержка сначала немцев, потом — Добрармии) привели к тому, что Дон стал одним из эпицентров Гражданской войны.

Антисоветский плакат, 1918 год.
Антисоветский плакат, 1918 год.

А завершу я эту статью небольшим отрывком из доклада председателю ВЦИК Якову Свердлову, о «проблемах с казаками»:

«...эта война носит не столько характер непосредственно классовой борьбы, сколько характер бытового антагонизма между казаками и крестьянами... Так распространилось у казаков убеждение в необходимости поголовного истребления всех иногородних (Дон для донцев), так в свою очередь крестьяне и советские войска стали думать о необходимости поголовного истребления казаков...» (с) Пролетарская революция на Дону, сборник 1.

Ну а еще... еще читайте «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.