Найти тему
Про жизнь

Как воспитывать патриотов?

Молод тот, кто ещё не солгал.

Жюль Ренан

Резкое высказывание автора книги «Жизнь Христа» я постоянно вспоминаю, когда думаю о молодом поколении: многие его представители, даже одарённые студенты – постарели раньше срока, потому что научились лгать и лицемерить. Кстати, самоизоляция и дистанционное образование – это только усугубили: всё-таки нагло обманывать, глядя в глаза старшему – далеко не все научились. Цинизму способствует и общая информационно-культурная политика, основанная на рвачестве и лжи, и атмосфера в современных семьях, но главное – длительное и губительное отсутствие воспитательной работы в школах и вузах, которые были призваны оказывать только образовательные услуги – желательно платные. Сама реальная жизнь и положение России в мире, сотрясаемом кризисами, пронизанном токами остервенелой информационной войны, заставило президента Владимира Путина внять давним сетованиям тех, кто озабочен будущим страны, и внести в Госдуму поправки в закон «О образовании в РФ». «Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», – сказал он на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса.

В пояснительной записке к законопроекту глава государства отметил, что в соответствии с поправками в Конституцию, «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей». С этой целью предлагается определить воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения учащихся на основе культурных, духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Поправки были приняты в первом чтении (об этом рассказал, насколько я мог наблюдать, только канал ОТР, пригласив для дистанционного обсуждения писателя Юрия Полякова). Даже для прокремлёвских каналов эта тема, похоже, малоинтересна, а для либеральных СМИ – предмет насмешек и яростного неприятия.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин направил президентский законопроект в профильный комитет по образованию и науке. Предполагается, что закон должен оперативно вступить в силу уже 1 сентября 2020 года, но с переходным периодом в один год, за который должны быть созданы воспитательные программы в системе учреждений российского образования. Но уже сейчас можно сказать, что многолетний вакуум в этом вопросе моментально решили заполнить многочисленные бюрократы от образования, которые завалят нас, реальных преподавателей и воспитателей, многочисленными экспертными заключениями, указаниями и поправками в программы, которые мы устали переписывать – ФГОС 3, потом 3+, потом 3++. Теперь 4?

Министерство просвещения тут же заявило, что теперь часть школьных предметов (история, обществознание, литература, география) будут перепрограммированы с учетом образовательных стандартов и установок по воспитанию в подрастающем поколении чувства патриотизма, уважения к Отечеству, его истории, героям, достижениям и роли в мировой истории. Помимо этого глобального компонента в рамках воспитательного процесса по задумке авторов законопроекта предполагается воспитание в детях уважения к традиционным семейным ценностям, к национально-культурным традициям и духовному наследию. Неужели это всё без поправок в Закон, без дистанционного совещания Путина – вообще не учитывалось? Специалисты бросились разрабатывать примерные методические материалы, в которых будут отражены основные акценты реализации воспитательных программ в учебных заведениях. Однако конкретные программы будут разрабатывать сами школы с учетом мнения учеников и их родителей. Но Минпросвещения России сразу попросило правительство выделить более 23 млрд руб. до 2024 года на новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», который министр просвещения РФ Сергей Кравцов планирует представить на обсуждение в сентябре. Ретиво! А когда же основы и пути реализации этого важного проекта обсуждать? Аналитические программы на федеральных каналах уходят в отпуск, учителя заняты ЕГЭ, вузовские работники озабочены набором. Малость отдохнут – и бах, читайте кабинетные разработки!

Многие профессионалы сразу стали гадать: куда пойдёт такая прорва денег – четыре вагона на четыре года? «В рамках формирующегося сейчас федерального проекта о патриотическом воспитании мы пытаемся, осторожно, но, тем не менее, заявить о возможности введения дополнительных штатных единиц, финансируемых из федерального бюджета, на систему образования для школ», – витиевато выразился замминистра Денис Грибов. Пока у педагога-организатора в некоторых школах всего 0,25 ставки! А тут появится какой-то «федеральный воспитатель патриотизма»? Лишь бы не обосновывать гигантские затраты, не возвращаться к проверенным формам воспитательной и внеклассной работы.

Для настоящего, а не показушного патриотического воспитания надо прежде всего возродить следопытское движение, туристско-краеведческую работу, школьные музеи и секции, уроки поэзии, встречи с литераторами. Помню, Марина, жена поэта Владимира Шемшученко из Всеволжска рассказывала мне, как сказала пятиклассникам: «Завтра едем в Петербург, на встречу с писателями». – «А разве они не все умерли?», – спросил её удивлённый мальчонка. Нет, не все. Они ещё могут рассказать на уроках и утренниках о классике, об истории, о сегодняшних помыслах творцов.

Project: MolokoAuthor: Бобров А.

Книга "Мы всё ещё русские"здесь и здесь