Найти тему
Motor1 Россия

Посмотрите на 11 редчайших советских «Москвичей» в миниатюре

КИМ, МЗМА, АЗЛК, «Москвич» – этих названий больше нет на карте отечественного автопрома. На осколках некогда громадного московского завода теперь собирают бюджетные Renault, да и на улицах исторические машины столичного предприятия попадаются все реже.

Увы, беспощадный снос гаражных кооперативов в столице делает владение олдтаймером довольно хлопотным занятием. А вот собирать дома собственный музей масштабных моделей-копий запретить пока никто не может. Сейчас в моей личной коллекции порядка сотни миниатюрных «Москвичей» (и это без учета «Ижей»), причем некоторые из них по редкости не уступают полноразмерным машинам. Выбор был сложным, но я все же выделил 11 самых интересных образцов. С ними связано много историй о водке, Брежневе, кино и приключениях.

«Москвич-408» французской сборки

-2

Вроде бы нет в этой масштабной модели точной детализации, да и выглядит машина, мягко говоря, потертой и невзрачной. Однако вишневый «Москвич-408» – едва ли не самый ценный экземпляр моей коллекции.

Такие игрушки в 1968 году выпускало французское подразделение британской фирмы Dinky Toys, что, кстати, говорит о международном признании «Москвича». Но куда важнее другое: именно зарубежный 408-й стал прообразом тех самых саратовских «коллекционок», о которых мечтал каждый советский мальчишка.

По легенде модель-копию привезли в СССР любознательные студенты и показали директору оборонного завода «Тантал» Георгию Умнову. Тот продемонстрировал игрушечный седан Брежневу, а Леонид Ильич якобы так восхитился, что распорядился наладить выпуск похожих автомобилей в Саратове. Причем дабы не нарушать авторские права, советские «Москвичи» изначально делали с горизонтальными задними фонарями (а-ля переходный кузовной вариант 1967-1969 годов), в то время как 408-й от Dinky Toys имел правильную вертикальную оптику.

А еще – крутые покрышки с логотипами Dunlop и наклейки номерных знаков. Жаль, что первый владелец моей модели так и не рискнул украсить этими декалями машину. Хотя, возможно, их просто стерло время.

«Москвич-408» из «Бриллиантовой руки»

-3

«На полагающуюся мне по закону премию, я, по совету друзей, решил приобрести автомашину “Москвич”! Новая модель!» – реплика злодея-шефа из культовой советской комедии 1968 года «Бриллиантовая рука», как вскоре стало ясно по сюжету, относилась к пижонскому красному седану модели 408.

В наши дни компания IXO по заказу VVM ограниченным тиражом в 2520 штук выпустила масштабную копию автомобиля-киногероя. Модель любовно украсили характерными деталями: массивным багажником на крыше, наклейками-треугольниками с восклицательными знаками, даже госномера полностью совпадают. Комбинация 03-57 ШОЦ – вымышленная, однако поговаривают, будто бы в ней режиссер скрыл тайный смысл. Мол, именно 3 рубля 57 копеек стала стоить бутылка водки под занавес шестидесятых (и в общих чертах это правда).

Трехкратный чемпион «Москвич-404-Спорт»

-4

Стремительный спидстер насыщенного алого цвета – вовсе не Ferrari, а вполне народный «Москвич». Уникальную гоночную машину построили под руководством знаменитого инженера Игоря Гладилина в 1954 году на платформе обычного массового 401-го. Но двигатель (58 л.с.) применили опытный, конструкции Окунева, – верхнеклапанный, с полусферическими камерами сгорания и четырьмя карбюраторами. От индекса агрегата – 404 – и своего назначения открытый автомобиль и получил условное имя «404-Спорт».

Десять лет (с небольшим перерывом) стильный «Москвич» выходил на старт шоссейно-кольцевых и ипподромных гонок. За это время заводская команда регулярно меняла конструкцию: мотор, коробку передач, переднюю подвеску… В итоге «404-Спорт» трижды выиграл чемпионат СССР, не раз становился призером.

Масштабная модель – тоже своеобразный приз для коллекционера. Копию гоночной машины выпустила компания DIP очень скромным тиражом – 648 штук.

«Москвич-403» по дороге в Монте-Карло

-5

Набив шишки в домашних первенствах, советские гонщики начали потихоньку осваивать международное пространство. Ведь формула «сегодня побеждаешь – завтра продаешь» в середине 20 века действовала безотказно, а стране требовалась валюта.

Сборная СССР выезжала на ралли «1000 озер» в Финляндию, покоряла убойный греческий «Акрополис», а в 1964-м три «Волги» ГАЗ-21 и два «Москвича-403» отправились на культовое ралли Монте-Карло. В тот год до финиша добралась примерно половина из 342 (!) экипажей. И советские машины прошли дистанцию в полном составе. Вот только нахватали штрафных баллов, не попав в итоговый призовой зачет. Тем не менее, получили памятные медали, неоценимый опыт и совершили маленький спортивный подвиг.

Неудивительно, что компания VVM увековечила в масштабной копии одну из тех машин: на «Москвиче-403» под номером 21 выступал экипаж Сучков – Щавелев. Тираж модели лимитирован – сделано 1008 штук.

«Москвич-412», покоривший ралли века

-6

В этом году исполнилось 50 лет удивительному по авантюрности мероприятию, которое теперь называют на иначе как царь-ралли или ралли века. Британская газета Daily Mirror приурочила к старту чемпионата мира по футболу гоночный марафон: 26 000 км от Лондона до Мехико – 25 стран, 39 дней, 400 часов борьбы. И почти серийные «Москвичи-412» навели шороху – взяли командную бронзу, заняли места со второе по четвертое в своем классе и показали самую высокую надежность среди марок.

В модельном мире тот громкий успех хорошо помнят. Раллийные «Москвичи-412» вышли даже в массовой журнальной серии «Автолегенды СССР», которую продают едва ли не в каждом книжном киоске. Но у меня на полке стоит особая копия «боевой» машины №84 (экипаж Лифшиц – Щавелев), с большой тщательностью выполненная питерской мастерской «Скейл» на основе обычной советской «коллекционки» из Саратова. Сколько таких еще сделано – неизвестно, но явно немного. Возможно, считанные единицы.

«Боливар», который выдержал

-7

Еще одна редчайшая конверсия, автор которой неизвестен (знаю только, что он из Пензы). Да и прообраз тоже уникален. Машину по прозвищу «Боливар» построили в начале восьмидесятых, когда Бюро исследования и доводки пассивной безопасности «Москвича» потребовался универсальный эвакуатор-техничка для перемещения разбитых в краш-тестах автомобилей.

Поэтому не просто так в кузове масштабной модели валяются запчасти от погибшей в испытаниях техники. Да и другие особенности «Боливара» выполнены точно – двускатные задние колеса, стрела крана, полуторная кабина с круглыми окнами-иллюминаторами. Удивительно, но оригинальная машина сохранилась до наших дней. Правда, в плачевном состоянии – гниет под открытым небом в собрании известного в узких кругах собирателя Михаила Красинца.

«Москвич-415» и «Москвич-2148»: дважды опытный

-8

К теме легкового вездехода на «Москвиче» возвращались дважды. Сперва в конце пятидесятых тот самый Игорь Гладилин, что создал гоночный «Москвич-404-Спорт», построил опытный рамный внедорожник с брезентовым (а позже и жестким) верхом. В дизайнерских итерациях 415-й прошел путь от копии «Виллиса» до оригинального стиля, но в целях унификации имел немало общих узлов с серийными моделями. Увы, ресурсов на запуск интересной машины в серию не нашлось.

Не повезло экспериментальной модели и в семидесятые, когда на волне интереса к универсальным машинам для села и города проект серьезно переосмыслили под индексами 2148 и 2150. Полноприводному «Москвичу» в итоге предпочли вазовскую «Ниву», так что сегодня любой вариант столичного вездехода – огромная коллекционная редкость.

В мире 1/43 ситуация проще – в продаже есть массовые модели из уже упомянутых «Автолегенд». Но вот такие точные копии с высочайшей детализацией от компании Prommodel43 в обычном магазине не найти. Каждая из миниатюрных машин (образца 1959 и 1973 годов) выпущена ограниченным тиражом в 1750 штук.

«Москвич-423»: шутинг-брейк по-советски

-9

Вообще 423-й пошел в серию с привычным пятидверным кузовом, максимально унифицированным с базовым седаном 402. Но за год до этого, в 1956-м, на «Москвиче» задумывались о перспективах трехдверного исполнения. Сейчас бы такую машину назвали шутинг-брейком, однако 70 лет назад задача стояла сугубо бытовая – минимальными усилиями расширить гамму модификаций за счет универсала и фургона, которому боковые двери вроде как и ни к чему.

Испытания показали ошибочность расчетов, поэтому трехдверный опытный универсал так и остался в единственном экземпляре, который до наших дней не дожил. Пробел восполнила качественная масштабная модель, выполненная мастерской ICV, – хотя и миниатюрный «Москвич» в свободной продаже тоже больше не найти, тираж в 250 штук полностью раскуплен.

«Москвич-444» – будущий «Запорожец»

-10

Случались в истории московского завода и опытные модели, которые добрались до конвейера, но уже на другом предприятии. Так вышло с «Москвичем-444». Прототип «народного» заднемоторного автомобиля доводили до ума совместно с НАМИ, однако в Москве не нашлось свободных мощностей для серийного выпуска микролитражки. Пришлось переоборудовать для этих целей «Коммунар» в Запорожье, где в 1960 году собрали первый ЗАЗ-965, прозванный «Горбатым» за характерную форму крышки двигателя.

Масштабная модель от ICV показывает прототип «Москвича-444» образца 1957 года, который в 1958-м демонстрировали на ВДНХ. Мастерская сделала всего 250 таких моделей, причем мне достался экземпляр под номером 13. Вполне себе счастливая машина оказалась – украсила коллекцию.

«Москвич-400-420К» – развоз по спецзаказу

-11

Известно, что на базе послевоенного «Москвича-400» (советского варианта «трофейного» Opel Kadett K38) создали обширное семейство серийных и опытных версий – от кабриолета до универсала с наполовину деревянным кузовом. Вот только подобных фургонов-«каблучков», как на фото, среди них не было, однако по улицам Москвы они точно ездили. Загадка?

Секрет в том, что МЗМА выпускал шасси 400-420К, которое отправляли на специализированные предприятия различных министерств и ведомств. И уже те своими силами мастерили на готовой агрегатной базе необходимый кузов. Например, развозной фургон для ГУМа родился в период между 1953 и 1954 годами именно таким способом. Построили машину либо в Горьком (ныне Нижний Новгород) на Заводе специальных автомобилей или же, по другим данным, в московских цехах Минпищепрома.

Масштабная модель приятного зеленого оттенка с винтажной графикой – огромная редкость. Компания ICV изготовила всего 200 таких миниатюрных фургонов.