Эти два особняка в своё время считались в Москве чуть ли не главными символами богатства. На Поварской они появились в один год, на земле когда-то считавшейся одним владением. Строил их один архитектор. Да и дальнейшая судьба годится скорее для истории про близнецов, старающихся всегда держаться рядом и подражать друг-другу - и в одном и в другом разместились посольские миссии. Был лишь один эпизод, когда судьбы построек кардинально разошлись. Но именно он сделал их несхожими, причем настолько, что поверить во все остальные совпадения довольно сложно.
Участок Поварской улицы от Скатерного до Скарятинского переулков когда- то принадлежал бригадиру Волчкову. Он в конце 18 века построил здесь классическую русскую усадьбу из дерева. Правда, спустя столетие от неё оставались практически руины, а в глубине двора появился трехэтажный доходный дом.
Хозяева явно не готовы были к кардинальным переменам. Зато нашлись люды со стороны. Выходец из Самары Яков Андреевич Рекк сделал в Москве карьеру банкира. Он же, не желая останавливаться на достигнутом, учредил Торгово-строительное акционерное общество. Действовал предприниматель в духе времени: инвестировал в возведение особняков, а потом задорого продавал их.
Подобающей статусу резиденцией, многие нувориши начала 20 века обзавелись именно благодаря ему. Всё-таки строить что-то по собственному вкусу всегда сложнее, особенно, если его нет. Вот и владение на Поварской пошло в дело. Правда, предварительно землю поделили на две равные доли. На каждой из них архитектор Кекушев должен был возвести нечто изысканное, или как сказали бы сегодня, элитное.
Денег инвестор не жалел, фантазии зодчего не сдерживал. В результате получилось действительно "богато". Хватало и оригинальных архитектурных решений. Дом на углу Скарятинского переулка считается одним из образцов чистого модерна. Вот только время для поиска покупателей оказалось неудачным. Революция 1905 года у многих состоятельных людей вызвала оторопь и резонные сомнения насчет того, как лучше демонстрировать собственное богатство.
Покупатель нашелся лишь спустя 8 лет после завершения строительства. Им стал купец Иван Миндовский, выходец из династии мануфактурных фабрикантов верхнего Поволжья. Кажется он был вполне счастлив выбором.
По крайней мере до самой своей смерти в 1912 году владелец не предпринимал попыток как-то переделать жильё. Да и зачем, если действительно красиво.
Дом на углу Скатерного переулка обрёл хозяина раньше, но тоже не сразу. Зато купец Матвей Понизовский очень быстро взялся переделывать всё на свой лад и вкус. Сегодня в здании на Поварской 42/1 можно разглядеть лишь неоклассические черты, ни малейшего намека на первоначальный модерн. Что не устраивало владельца, теперь остается только гадать. Можно предположить, что плавные линии и вычурность форм воспринимались активным членом московской еврейской общины как синоним фривольности. Вот и решил он устранить недостатки.
Говорят, занимался этим сам же Лев Кекушев. Его усилиями дом был приведён в соответствие с более строгим архитектурным каноном, но не утратил уникальности. Выходящий на Скатерный переулок фасад отличался зубчатыми выступами. Они, если смотреть от угла здания, по сей день образуют своеобразную лестницу, переходящую в угловую башню. Именно она была доминантой фасада, Эту её функцию усиливал четырёхгранный купол, утраченной то ли после доработок, то ли в результате социальных потрясений.
Так два сооружения обреченные в силу обстоятельств на успех и процветание, лишились стилевого сходства. Выиграл или проиграл от этого город - вопрос спорный. Но некоторые косвенные признаки говорят о том, что нынешнее московское начальство больше симпатизирует модерну.
В 2019 году в особняке Миндовского прошла комплексная реставрация, первая с момента строительства. В результате дом не только приобрёл более свежий вид, но и вернул себе ряд утраченных со временем деталей.
На северном, входящем во двор фасаде, вновь появился балкон, своё прежнее место занял навес над главным входом , а на крыше воцарилась фигура музы с палитрой и в окружении двух младенцев.
Особняку Понизовского такая роскошь конечно же не снилась, но обновление тоже было бы не лишним. А так внешние отличия ставят сооружения практически на разные ступени социальной лестницы, что лишний раз подчеркивает и бэкграунд их традиционных постояльцев - посольство Новой Зеландии в случае особняка Миндовского и посольство Афганистана в случае его соседа.