Найти тему

Зачем Монголии такой большой торговый флот? Ведь у неё даже нет выхода к морю!

Речной круизный двухпалубный дизель-электроход Сухбаатар (Монголия)
Речной круизный двухпалубный дизель-электроход Сухбаатар (Монголия)

В декабре 2018 года у Черноморского побережья судно под флагом Монголии село на мель. Из-за сильного ветра и больших волн сухогруз Surov выбросило на мель в районе Таманского полуострова в Краснодарском крае.

По информации от источников по отслеживанию, судно следовало из порта Искандерун (Турция) в порт Кавказ (Россия). На борту находилось 11 членов экипажа: девять граждан России и двое граждан Азербайджана ... и что самое интересное, ни одного гражданина Монголии!

Никто не пострадал тогда, все моряки были доставлены на берег с помощью буксира.

И это не единичный случай, когда монгольское судно попадало в информационную повестку, причём в районах довольно противоречивых.

Зачем Монголии, не имеющей выхода к морю, нужен судовой регистр? Это очень интересный вопрос, ответ на который, как ни странно, довольно прост.

Сухогруз Surov, выброшенный на мель в районе Таманского полуострова, декабрь 2018
Сухогруз Surov, выброшенный на мель в районе Таманского полуострова, декабрь 2018

Есть такое понятие «удобный флаг». Это когда государство - владелец судового регистра позволяет странам-нерезидентам на льготных условиях ходить на своих судах под флагом страны, которая это условие предоставляет.

Началась вся эта история ещё в начале 20-го века в Панаме во время сухого закона. Американская алкогольная мафия использовала панамский флаг, чтобы перевозить на своих кораблях контрабанду. Со временем подобные услуги стали предоставлять разные государства, такие как Гонконг, Сингапур, Либерия (все современные оффшоры, так как это по сути своей смежный бизнес). Есть среди этих стран две страны, не имеющих выхода к морю. Это Боливия и Монголия.

Монгольский флаг на фоне моря (или озера)
Монгольский флаг на фоне моря (или озера)

В том же декабре 2018-го в Монголии в данный момент почти вдвое больше зарегистрированных морских судов, чем в России (хотя сейчас эта пропорция слегка изменилась прежде всего из-за программы по развитию СМП и по некоторым другим обстоятельствам). И эти суда довольно часто появляются в сводках новостей. К примеру, были новости о том, что суда под флагом Монголии возят военные грузы в Сирию. Или, учитывая тенденцию попадания в западные санкционные списки крупнейших отечественных судовладельцев, периодически суда под флагом Монголии доставляют различные грузы в Крым.

«Интересный бизнес» ... но рискованный. Часто суда под «удобным флагом» терпят крушения и тонут из-за плохого технического состояния, так как по документам им не обязательно проходить регулярный регламентный ремонт и обслуживание.

При этом на судах под флагом Монголии с трудом можно найти самих монголов. Только, разве что, истинных любителей морского дела, которые, несмотря на то, что родились в стране, не имеющей выхода к морю, шли к своей мечте ... воспользовавшись этим удобным обстоятельством.

Эта история была рассказана на Пиратской барже.

Если вам нравятся наши статьи, и вы хотите поддержать проект материально – https://money.yandex.ru/to/410011583545633