Приветствую всех неравнодушных к музыке.
В прошлый раз мы познакомились с мажорным ладом и знаем теперь, какое расстояние между звуками его характеризует (между какими ступенями тон, между какими полутон).
Изучать подробнее отношения между ступенями внутри лада удобнее всего на примере, поэтому мы возьмём ноту «до» и построим от неё мажорный звукоряд.
Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то это будут 7 белых клавиш ( от «до» до «си»). Но когда мы говорим об октаве (лат. octava - “восьмая»), то подразумеваем расстояние от «до» до следующей «до», чтобы интервал между ними составляли 8 клавиш.
На рис.2 мы видим две октавы. Если сыграть все ноты слева направо, получится восходящий мажорный лад, причём дважды.
Рассмотрим основные интервалымежду ступенями. Один мы уже знаем - это октава, обозначается цифрой 8, это расстояние в восемь ступеней.
Есть также:
Прима- обозначается цифрой 1 (расстояние в одну ступень - от I ступени до I ступени, от II ступени до II ступени и т.д.). В данном случае интервал сам по себе как бы отсутствует, или нота повторяется два раза;
Секунда- обозначается цифрой 2 ( расстояние в две ступени - между двумя соседними, между I и II, между II и III, между V и VI и между любыми соседними ступенями);
Терция- обозначается цифрой 3 (расстояние в три ступени - между I и III ступенями, между II и IV ступенями и т.д.);
Кварта- обозначается цифрой 4 (расстояние в четыре ступени - между I и IV ступенями, между II и V ступенями и др.);
Квинта- обозначается цифрой 5 (расстояние в пять ступеней - между I и V, между II и IV и т.д.);
Секста- обозначается цифрой 6 (расстояние в шесть ступеней - между I и VI, между II и VII и т.д.);
Септима- обозначается цифрой 7 ( расстояние в семь ступеней - между I и VII).
Каждый интервал, его особенности, мы разберём отдельно в следующих статьях.
Буду благодарна за обратную связь, вопросы, комментарии. Это поможет мне сделать канал лучше и информативнее.