Найти в Дзене

One way ticket: Ереван исподволь отправляет Степанакерт в свободное плавание

Высшие должностные лица Армении с начала июля что-то очень сильно зачастили с посещениями Степанакерта: в субботу, 4 июля, туда прибыл с деловой поездной (ведь не называть ее рабочим визитом?) министр иностранных дел Зограб Мнацаканян, а через 6 дней —  в пятницу, 10 июля —  сам президент страны Армен Саркисян. Такая интенсивность посещений административного центра оккупированных территорий Азербайджана высокопоставленными чиновниками официального Еревана не наблюдалась давно, если вообще наблюдалась в истории ранее. Но не в этом суть дела. Самое интересное заключается в том, с какими посылами или, говоря современным политологическим языком, мессенджами приезжает в Степанакерт армянская политическая элита. Уверен, что мало кто из сторонних наблюдателей — политологов, журналистов, экспертов и просто комментаторов —  обращал внимание на общую тематическую идею и направленность содержания заявлений, с которыми в столице квазигосударства армянских сепаратистов Карабаха выступают "стар

Высшие должностные лица Армении с начала июля что-то очень сильно зачастили с посещениями Степанакерта: в субботу, 4 июля, туда прибыл с деловой поездной (ведь не называть ее рабочим визитом?) министр иностранных дел Зограб Мнацаканян, а через 6 дней —  в пятницу, 10 июля —  сам президент страны Армен Саркисян. Такая интенсивность посещений административного центра оккупированных территорий Азербайджана высокопоставленными чиновниками официального Еревана не наблюдалась давно, если вообще наблюдалась в истории ранее. Но не в этом суть дела.

Самое интересное заключается в том, с какими посылами или, говоря современным политологическим языком, мессенджами приезжает в Степанакерт армянская политическая элита. Уверен, что мало кто из сторонних наблюдателей — политологов, журналистов, экспертов и просто комментаторов —  обращал внимание на общую тематическую идею и направленность содержания заявлений, с которыми в столице квазигосударства армянских сепаратистов Карабаха выступают "старшие братья" из Еревана. Они интересны н сами по себе в отдельности, а только в своей совокупности и последовательности, когда становится ясным магистральный посыл, который они в себе несут.

Напомню, что 4 июля министр иностранных дел Армении заявил (в варианте пересказа на русский язык армянской русскоязычной прессой) следующее: "избранные народом Арцаха власти наделены полноценным мандатом для продвижения мирного процесса, и без участия народа Арцаха реального прогресса на практике добиться невозможно". Иными словами, если переводить эти слова с армянского дипломатического языка на общеупотребимый русский, то территориальное образование армянских сепаратистов Нагорного Карабаха в субъективном понимации этого высокопоставленного представителя властей Армении есть ни что иное как самостоятельный участник переговоров по проблеме нагорно-карабахского урегулирования или субъект международного права, то есть второе на Южном Кавказе армянское государство.

По крайней мере, именно так эти слова министра Мнацаканяна воспринял президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявивший 6 июля в интервью азербайджанской прессе о крайней пассивности и деструтивной позиции Минской группы ОБСЕ (в переводе на русский язык азербайджанской русскоязычной прессой): «Наша позиция основана на исторической справедливости и международном праве. Конфликт должен решаться в рамках территориальной целостности Азербайджана, мы не позволим создать второе армянское государство на азербайджанской земле». То есть он совершенно однозначно дал понять, что его страна не признает и никогда не признает правосубъектность квазигосударства Арцах, считая приписываемые ему в Ереване территории зоной оккупации.

Более чем уверен, что именно это заявлекние президента Алиева стало главной причиной, по коротой президент Армении Саркисян поехал в Степанакерт успокаивать руководство оккупационных властей и делать для этого громкие политичские заявления. В изложении русскоязычной армянской прессы его слова прозвучали так: "Думаю, что у Арцаха есть один путь – стать сильным государством. Арцахский вопрос не имеет иного решения, кроме как построение сильного Арцаха, опирающегося на четыре столпа. Первый фактор, способствующий усилению Карабаха, – это патриотизм и воля народа, которые объединяют «армянство». Второй – это победоносная армия, третий – развитая мощная экономика, а четвертый – демократия". То есть президент Саркисян, как и за неделю до него министр Мнациканян, но на этот раз без всяких дипломатических уверток, прямым текстом говорит о том, что официальный Ереван сегодня воспринимает Степанакерт как столицу самостоятельного —  второго на Южном Кавказе —  армянского государства, чему лидеры сепаратистов Нагорного Карабаха, похоже, очень рады.

Но тут следует обратить внимание на то обстоятельство, что указанные выше публичные заявления Саркисяна и Мнациканяна противоречат до последней буквы громогласному тезису армянского премьер-министра Никола Пашиняна "Карабах —  это Армения и точка!". Однако на деле оказывается, что не точка, а очень даже многоточие... На деле получается, что официальный Ереван, всячески повышая статус и продвигая вперед Степенакерт, под шумок громких политических фраз стремится у него за спиной "отцепить" его от себя, оставив карабахских сепаратистов один на один с Азербайджаном. Или же, как вариант, ереванские политики хотят реализовать другую формулу: Степанакерт + Москва vs Баку, а Армения —  в стороне.

Все эти выводы можно сделать из событий и слов, которые лежат на виду у всех. Меня больше в этой ситуации интересуент другой вопрос: а сам Пашинян в курсе той игры, которую ведут его коллеги по политическому Олимпу в Ереване, или же они используют его "в темную" как болвана, чтобы прикрыть его государственным переворотом мая 2018 года другой государственный переворот, случившийся чуть позже (в криминологии для этого даже есть специальный термин "совершения преступления ради сокрытия другого преступления"). Самое удивительное в этой ситуации то, что Пашинян, будучи по конституции страны высшим должностным лицом государства, никак не реагирует на подобную самодеятельность (или все-таки не самодеятельность?) своего ближайшего окружения. И Саркисян, и Мнацаканян с интервалом в неделю совершенно определенно заявили о том, что "Карабах —  это не Армения", тем самым выставив его дураком, но никакой реакции со стороны Пашиняна не последовало...

Вот что на самом деле во всей этой ситуации самое удивительное. После чего возникает закономерный и справидливый вопрос: who are you, mister Pashinyan? Импотент или же куколд?

Приглашаю всех читателей обсудить публикацию в комментариях. Некорректные высказывания и провокации будут подвергнуты жесткому и беспощадному осмеянию и глумлению.

При перепечтке ссылка на канал "Карабах: взгляд из России" ОБЯЗАТЕЛЬНА