Помогать ли детям правильно понимать сказки или нет - абсурдный вопрос, во всяком случае, совсем недавно так и было.
Народные сказки появлялись и рассказывались с разными целями.
Основная была - развлекательная, занять ребенка, скоротать время. Но жизненные и нравственные ценности в них звучали, конечно. Ведь те, кто их придумывал и пересказывал, воспитывались в той же среде, впитывая ее ценности.
Но разъяснять ли ребенку их истинный смысл?
Ведь это все равно, что объяснять, чего ему хотеть. Объяснять, жарко ему или холодно. Голодный он или нет.
Сказки тем и хороши, что они играют со смыслами, в них можно увидеть несколько скрытых идей, применить к разным ситуациям и к возрасту. Особенно те, что оттачивались в народе веками, а не сочинялись святошами вроде Льва Толстого, чтобы нравоучать и просветлять там, где не просили.
Впрочем, истинный смысл тех же “Трех медведей” по-разному понимают дети, автор и современный человек.
- По мнению автора животные созданы для удовлетворения человеческих нужд самим господом. Героине вполне уместно перекусить и отдохнуть в медвежьем доме благодаря милости свыше, пославшей ей эту возможность., а затем улизнуть домой.
- Дети о библейских мотивах и не думают, сказочные герои для них вполне себе живые существа. Но себя они отождествляют с человеком, а не медведем. Поэтому удачно избежавшая наказания девочка Маша для них хорошо, а не плохо.
- Но если посмотреть на историю с точки зрения УК РФ? Проникновение в чужое жилище, раз. Порча имущества, два. Использование чужих ресурсов - три. И уклонение от наказания…
Стоит ли доносить до детей истинный смысл с точки зрения УК и современных требований к поведению? Или пусть лучше коротают время за смешной историей?
Еще один вопрос - стоит ли “щадить” детей, искажая мудрые детские сказки, придумывая новую канву событий?
Сколько девочек после переделанной Диснеем “Русалочки” позорят себя до победного, не желая отступать и уважать чужие чувства?
Сколько детей после “Колобка”, которого не съела лиса, убегают от дома?
Дети - не идиоты. Со временем они поймут, что лягушачья кожа - лишь метафора, любовь превращает девушку в красавицу.
Но зачем лишать их умения мыслить красивыми образами и распознавать метафоры?
Они обязательно сообразят: дело не в украденной жар-птице, а в умении не брать на себя лишнее.
Они и сами разберутся, как побеждать драконов одного за другим, им всю жизнь предстоит отрубать головы чудовищам.
Но все их внутренние озарения, осознания, инсайты от сказок будут происходить в подходящий для них момент.
Объяснять смысл - примерно, как дергать за ботву морковку, чтобы лучше и быстрее росла. Объясню смысл этой шутки: морковка погибнет, если дергать ее за ботву. Правда, унылое объяснение? Вот так уныло выглядят те родители, что лезут в сказки со своими указками.
Лучше читайте вслух. Ведь ребенок скоро научится сам, и вернуть волшебство чтения на ночь уже не получится...
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.
Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.