Найти тему
Varvara Santy

Мюзиклы 50-х, и чем так примечателен фильм "Поющие под дождем"

Кадр из фильма "Увольнение в город" 1949
Кадр из фильма "Увольнение в город" 1949

Мы готовы отдать многое за просмотр современного блокбастера, но еще больше мы готовы отдать за просмотр хорошо обыгранных историй с чарующим музыкальным сопровождением и отработанной хореографией. Кто откажется посмотреть на жизнь с помощью музыки и танца?

Жанр мюзикл как нельзя кстати соответствует всем выше перечисленным критериям. Но почему-то большинство сейчас считает его слишком поверхностным. Это утверждение верно только в том случае, когда человек не осведомлен о зарождении и развитии этого жанра в кинематографе, и когда этот самый человек просто не любит музыку и танцы вообще (что практически невозможно).

Несмотря на то, что мюзикл зародился еще задолго до кинематографа, появление этого жанра в фильмах повернуло эту индустрию на 180 градусов. В 1927 году студия «Warner Brothers» стояла на грани банкротства. Нужно было привлечь внимание, и простыми немыми павильонными фильмами на тот момент это было невозможно сделать. Тогда студия рискует и выпускает первый в истории кино полнометражный звуковой фильм с синхронной речью – «Певец джаза». Премьера фильма состоялась, зрители в восторге, звук сразу вытесняет немое кино. Теперь каждый голливудский продюсер считал, что стопроцентный успех фильму даст песня. Лишь немногие авторы используют звук в качестве носителя глубокого смысла.

Первый звуковой фильм "Певец джаза" 1927 г.
Первый звуковой фильм "Певец джаза" 1927 г.

Следом выходит фильм «Огни Нью-Йорка», который преподносится зрителю в качестве «полностью танцующего и поющего». Подобные фильмы быстро входят в моду и пользуются небывалым успехом. С ростом интереса к мюзиклам, рождались и новые звезды, такие как Дик Поуэлл, Раб Киллер, Джоан Блонделл, Джинджер Роджерс, Фред Астер, Джин Келли и др.

30-е годы «золотого века Голливуда» приглашают профессиональных певцов для съемок. Прославились имена Дины Дубрин, Фрэнка Синатры, Бинга Кросби, Жанетт Макдональд, Джуди Гарленд и др.

С началом Второй мировой мюзиклы временно отошли на второй план. Их вытесняют документальные фильмы, военная хроника и картины-представители итальянского неореализма. Но по ее окончании мюзиклы вновь обретают широкий размах: публика желает отвлечься от послевоенной реальности, желая развлечься и поднять себе настроение.

Теперь мюзикл становится более серьезным с точки зрения технического оснащения. Режиссеры, хореографы, актеры и продюсеры пробуют новые ракурсы, экспериментируют с постановками, приглашают мастеров танца и песни из других стран. Замечу, что до 50 годов все мюзиклы являлись экранизациями бродвейских шоу либо театральных постановок. Выходят новые фильмы, такие как «Американец в Париже», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Увольнение в город».

Поющие под дождем, ф. 1952 г.
Поющие под дождем, ф. 1952 г.

И первый фильм, который открывает новую страницу в развитии кинематографа выпускается в 1952 году. Один из самых известных и эталонных мюзиклов кино - «Поющие под дождем» с Джином Келли, Дональдом О’Коннором и Дебби Рейнольдс в главных ролях. В основе сюжета лежит переход от немого к звуковому кино. Мюзикл не затрагивает острых социальных, политических и психологических проблем, легко маневрирует между темами о трудностях актеров, о возможностях карьерного роста и любви. К тому же, «Поющие под дождем» - это «кино о кино», в нем открывается четвертая сторона, где обычно стоит вся съемочная команда, оператор, режиссер и куча хаотично разбросанных декораций.

Сейчас для нас это весьма заезжанная тема, ведь что-то похожее про переход к звуковому кино мы наблюдаем и в недавно отснятом мюзикле «Актер» 2011 года, в десятке других мюзиклов Голливуда и бродвейских шоу. Однако именно «Поющие под дождем» закладывают фундамент, на основе которого развиваются все последующие мюзиклы. Отныне мюзикл становится развлекательным жанром.

Слово «развлекательный» не должно в данном случае вызывать у читателя ассоциации со словом «легкий». Если посмотреть «Поющие под дождем», тогда у нас создается видимость, что все танцы совершаются с такой легкостью и непринуждённостью, с которой мы бежим до столовой во время обеда. Но здесь важно понять, что такой эффект создают немыслимо тяжелые тренировки, долгие репетиции и куча потраченных сил и нервов.

В случае с Джимом Келли – исполнителе главной роли Дона Локвуда, соавторе фильма и профессиональным танцором – дела обстоятелен куда серьезнее. Подписать контракт с требовательным Джимом Келли на участие в съемках в дуэте с ним было сравни согласию тащить тяжеловоз на себе в течении всего съемочного процесса и стойко принимать все трудности. Неудивительно, ведь в этой работе как режиссер-постановщик и актер Джим Келли проявил себя во всей красе: все номера с его напарниками были совершены с такой точностью, отработанностью и мастерством, коим могут позавидовать многие танцоры.

В большинстве случаев съемочная команда работала по 12-14 часов, в некоторых репетициях рабочий день длился все 19 часов. Дебби Рейнольдс – исполнительца главной роли Кэти Селдон – на момент съемки исполнилось лишь 19 лет, при этом танцевать она совсем не умела, хотя и указывала это в контракте. Однако на роль ее одобрили, убедив, что танцевать ее научат. Через 20 лет в одном из интервью она скажет:

«Самыми сложными в моей жизни были две вещи: рождение ребенка и «Поющие под дождем».

Пик мюзиклов приходится на 50-е годы, впоследствии жанр начал изживать себя. Уже к 70-м большинство продюсеров считают рискованным снимать мюзиклы и отдают предпочтение блокбастерам, которые хотя бы как-то могли зазвать зрителя в кинотеатры в эпоху расцвета главного противника кино – телевидения.

Варвара Санти