Сразу условимся, что есть два типа взаимоотношений (на самом деле оттенков тысячи, но пусть это будут два полюса).
1. Когда работодатель изначально был дурак, так дураком и остался (отдельный вопрос, зачем вы на него работали столько времени)
2. Когда работодатель вас устраивал в начале, но по какой-то причине ваши пути разошлись (вы переросли позицию или новый функционал не устраивает, или ещё какой-то один-два фактора, которые в данный момент времени кажутся вам критичными) и в целом, вы его любите, цените и уважаете, но жить вместе уже не можете.
По первому пункту кажется, что рецепт очевиден: кидаете на стол резюме, громко хлопаете дверью и бежите к новому работодателю. Точнее, наоборот: вы втихую ходите по собеседованиям, принимаете предложение, и потом уже кладете заявление, ставя руководство перед фактом. Если очень хочется, то можно, Но есть риски. Любое профессиональное сообщество достаточно узкое. И каким бы человек не был плохим, он имеет определённый круг знакомств и имеет какое-то влияние среди ваших будущих коллег или партнёров. Ничего хорошего при таком уходе он, понятное дело, про вас не скажет. А вот плохого может наговорить. Оно вам надо? И, по моему мнению, такой подход не профессионален в принципе. Но бывают случаи, когда иначе никак.
Итак, как же уходить?
1. А может, не уходить?
Обязательно стоит озвучить руководству свои пожелания, устремления, новые горизонты интересов. Не как наезд или обиду, а как вектор для возможного сотрудничества. Вариантов множество: от внезапного увольнения коллеги на интересной вам позиции до открытия новой позиции в смежном или параллельном отделе, где нужен человек со знанием внутренних процессов и набором определённых скилов. Также стоит поговорить с HR-менеджером, если они у вас есть и если они адекватные (как минимум называются не отделом кадров, ну и критерии адекватности у всех разные). Там тоже могут быть разные варианты, и один из них случайно вам как раз нравится. Кто знает?
2. Обозначить руководству возможность своего ухода в рамках определённого срока.
Я в начале июня предупреждала, что имею план двигаться дальше в сентябре. Сроки индивидуальны, с одной стороны, хочется самому подстраховаться, чтобы не взяли человека раньше, чем вы будете готовы на радикальные перемены в своей жизни, с другой стороны, нужно достаточно времени, чтобы подобрать человека и передать ему дела.
3. Создать инструкции
Начните писать процедуры и инструкции заранее. Формализуйте по максимуму свою работу, чтобы новый человек быстрее вошел в курс дела. Не начинайте новые крупные проекты, чтобы последователю хватило времени и компетенций разобраться в оперативной текучке. Не стоит переживать, что слишком помогли новому человеку, и никто не заметит вашего ухода, не будет скорбеть и плакать о том, как при вас было хорошо и без вас теперь плохо. Вы же решили идти дальше, да? И прежде заботились о том, что вы делали? Ну, вот после вас дело должно делаться само и подняться на уровень выше. Иначе, зачем вы всё это делали? И хорошо ли вы это делали?
4. Найти последователя
Кто лучше вас сможет определить, подходит ли человек на вашу позицию? Сможет ли он выполнять дела с тем качеством, к которому вы приучили всех коллег? Сможет ли решать нетривиальные задачи, которые будут валиться на него сверху? Не жалейте сил и времени на поиск подходящей кандидатуры. Однажды я очень расстроилась, что директор локации отклонил девушку, которая была лучшей из представленных вариантов. Просто потому что она не тянула на эту позицию. Он сказал мне: лучше потратить время на поиск правильного человека и быстро ввести его в курс дела, чем быстро нанять кого-то в поджимающие сроки и полгода объяснять азы профессии. Он оказался прав, пришлось немного подкорректировать запрос рекрутёрам, и в следующие пару недель мы нашли правильного человека.
5. Передать дела
Очень аккуратно ввести человека в курс дел: давать информацию от простого к сложному, от простых операций на компьютере до политических тонкостей. Помните, что новичок будет отнимать кучу времени, не обладая простейшей информацией. Покажите, что доступны для вопросов, ответьте пятый раз на один и тот же вопрос, если нужно. Проверьте усвоение материала. В конце первой недели новичку можно передавать свои рутинные операции. Почувствуйте легкость и свободу!
6. Представить коллегам нового человека и сообщать, по каким вопросам к нему можно обращаться уже сейчас, и с какого момента он будет полностью выполнять свои функции.
7. Попрощаться с коллегами
Письмо, пицца, внешние контакты. Не стоит смешивать прощальную пати и представление нового сотрудника.
Да, хлопот очень много. И когда всё это совмещать с походами по собеседованиям? И нужно ли всё это? Совмещать, конечно, не получится. Либо позаботиться о своем новом работодателе до того, как на вас упадет куча резюме, либо уже после 1 недели выхода нового работника. Многие работодатели готовы пойти на 1-2 месяца содержания двух сотрудников, чтобы передача дел состоялась качественно - договоритесь об этом заранее. А нужно ли? Я считаю, что за своё дело нужно нести ответственность до конца (в рамках разумного, конечно). Вы уходите с чувством выполненного долга, коллеги не пострадают, работодатель безгранично благодарен. Имидж профессионала, готовность давать любого рода рекомендации (и письменные, и устные), уважение коллег по цеху. Да и фраза на собеседовании "мне нужно 3 недели, чтобы качественно передать дела, у меня есть обязательства перед текущим работодателем" скажет гораздо больше о той самой ответственности, о которой каждый норовит заявить в своем резюме. Вот что такое ответственность, а не то, что об этом привыкли думать.
Не пропустите новые интересные статьи! Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!