Дорогие друзья!
10 ноября 2024 года вышел в свет первый том моей 4-х томной книги "История происхождения многонационального народа российского". Он охватывает период с момента возникновения Хомо сапиенс и до прихода предков многих россиян к берегам Финского залива примерно 5400 лет назад, когда они образовали культуру "тысяч кораблей". Книгу можно приобрести непосредственно в московском издательстве "Академический проект" (1220 руб.) или в OZON (1400 руб.). Первые 40 страниц первого тома посвящены доказательству внешнего воздействия на ДНК Хомо сапиенс примерно 88-68 тысяч лет назад, которое произошло одновременно на территории Африки и Индии.
Мы с вами уже узнали на одной из предыдущих наших встреч (см. встречу 6), что в 6 веке до н.э. Вещий Боян (такое прозвище было дано ему не мной, а жителями древнего царства Чжоу) проделал длинный путь из царства Чжоу в Индию, оттуда к Каспию, затем к северным берегам Чёрного моря и, рища в тропу Трояню чрес поля на горы, достиг наконец Трои и стал жить рядом с ней на острове Проконнес.
Наверное, вовсе не случайно и наше "Слово о полку Игореве" напоминало нам об этом же его путешествии.
«Боян бо вещий… Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше, но своя прсты на живая струны вскладаше… О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа плкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы. …вещей Бояне Велесов внуче…»
(Слово о полку Игореве)
Однако первым Вещим Бо Яном в Китае был другой человек, который жил примерно на двести лет раньше. Бо Ян - это было его настоящее имя.
«Один из придворных историков, Бо Ян, видя, что при дворе всё идёт кувырком, начал внимательно просматривать хроники и в одной из них обнаружил короткое предание, из которого ему стало ясно, что государыня Бао Сы «была оборотнем». Он не удержался от громкого восклицания: Смута наступила! Государство Чжоу обречено на гибель, спастись нельзя!»
(Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.252)
Боян-историк, царства Чжоу придворный историк,
однажды вещал, перед 771 до н.э. вещал:
– Государство Чжоу обречено, на гибель оно обречено!
Как говорил Боян, вещий Боян,
так и случилось, однажды случилось.
После гражданской войны, произошедшей в Китае в 771 году до н.э., предки ильменских славян ушли из Китая в Южную Сибирь. Так на юге Красноярского края возникла необычная Тагарская археологическая культура и первое в Сибири государство.
После первого Бо Яна появился в Китае второй Боян, вещий Боян.
Он тоже был историк, придворный историк.
Вот что о нём писали в энциклопедии:
«Лао-цзы – имя китайского философа, жившего в VI в. до Р.Х. Рождение его приурочивается к 604 году. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его – Дань; посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии».
(Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)
А вот примерно так он выглядел.
Традиционное изображение Бо-яна в Китае показывает, что он совсем не был похож на китайца. Он больше похож на славянина. Недовольный положением дел в царстве Чжоу, он тоже, как и предки ильменских славян, покинул Китай, но ушёл не на север, к берегам Енисея, а на юго-запад - в Индию.
«Будучи свидетелем постепенного упадка империи, Лао-цзы решил удалиться от двора в уединение. Когда он прибыл в Гуань, то начальник горного прохода Инь-си сказал ему: «прежде чем ты скроешься, прошу тебя написать для меня книгу». Лао-цзы сочинил тогда Дао-дэ-цзин, то есть трактат о пути и добродетели. После того Лао-цзы удалился, и никто не знает, что с ним сталось…» (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)
Так сохранились в Китае песни Вещего Бояна. Их текст был написан на китайском языке. Китайский текст полностью здесь не привожу, только первые четыре строчки. А вот мой перевод первой его части на русский язык привожу полностью.
О чём же пел Вещий Боян? Вот его песни. Они достойны вашего внимания.
1.
Мудрость, обычная мудрость, не абсолютная мудрость.
Имя, обычное имя, не абсолютное имя.
Без имени – начало неба, земли, с именем – каждой вещи мать.
Спокойный зрит мудрость абсолютную, беспокойный – относительную.
Первое и второе отличаются своим именем, но рождены из одного начала.
Они непостижимы, но переход от одного к другому есть путь к познанию.
(Комментарий: Боян в этих первых строках сразу же выступает как философ, начиная с понятий абсолютного и относительного)
2
Под небом приходит к нам относительность совершенства и абсолютность несовершенства, относительность добра и абсолютность зла.
Бытие и небытие порождают друг друга, возможное и невозможное – путь от несовершенного к совершенному.
Длинное и короткое – их размеры, высокое и низкое – их положение.
Высокое соединяясь с низким ведёт к более совершенному.
Последующее следует за предыдущим.
Мудрец совершает дела, ничего не делая, обучает, ничего не говоря,
изменяет окружающее, не прикасаясь к нему руками, созидает, ничем не обладая, приводит в движение не подталкивая, завершает дела без удовлетворения.
Его заслуги – это его неудачи.
(Комментарий: великолепные слова мудрого философа! Они полны глубокого смысла!)
3
Чтобы не ссорить людей, не превозноси мудрецов.
Чтобы не плодить воров, не придавай значения ценностям: не прельщаясь – не соблазнишься.
Когда управляет совершенный, то сердца людей опорожнены, а тела – наполнены, побуждения – слабы, но кости – крепки,
незнающие – послушны, а знающие – удерживаемы.
Минимум деяний – максимум покоя.
4
Мудрость всегда невидима, но её применение – неисчерпаемо.
Она – начало всех вещей, не поддается самому острому, развязывает самое запутанное, умеряет самое яркое, соединяет самое мельчайшее.
Я не знаю кто её породил, но она появилась раньше Тянь-Вана, Небесного Вана.
(Комментарий: законы творения мира возникли раньше познания этого мира!)
5
Небо и земля не любят человека, но позволяют ему жить своей жизнью.
Тоже и праведный. Он не говорит о любви к народу, но даёт возможность жить своей жизнью.
Всё, что между небом и землей, похоже на кузнечный мех. Он пуст, но неистощим.
Чем чаще он надувается, тем больше из него выходит ветер.
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу. Во всём нужна мера.
6
Чистейший дух бессмертен. Он является непостижимой матерью.
Её лоно – корень неба и земли. Он существует как нескончаемая нить.
Его действие неисчерпаемо.
7
Небо и земля вечны. Ведь они существуют не для себя.
Вот и праведный заботится о себе после других.
Поэтому он всегда в безопасности. Он пренебрегает своей жизнью, а живёт долго.
Кто не заботится о себе, того ждёт удача.
8
Высшая добродетель похожа на воду. Она приносит пользу всем и не сопротивляется никому.
Она находится там, где её никто не видит, поэтому похожа на мудрость.
Праведный живёт ближе к земле. Его сердце следует внутренним побуждениям.
В отношениях с людьми он дружелюбен, в словах – искренен, в управлении – последователен, в делах – исходит из возможностей, в поступках – учитывает время.
Он не совершает ошибок, так как не спорит ни с кем.
9
Лучше ничего не делать, чем стремиться к приобретению.
Если долго пользоваться острым, оно не сохранит свою остроту.
Если дом наполнен золотом и драгоценностями, никто не сможет его уберечь.
Кто достигает чести и богатства, делается гордым.
Он легко забывает о превратностях судьбы, когда дела увенчиваются успехом.
После успеха лучше уединиться. Это мудрость небес.
10
Душа едина и на части не делится.
Кто духовен, тот, как младенец, бесстрастен.
Кто созерцает отвлечённо, тот не заблуждается.
Кто любит народ и управляет им, тот не вмешивается в его жизнь.
Кто хочет понять небеса, тот покорен.
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни на что не способен.
Кто производит продукт и хранит его, тот ничего не имеет.
Праведный не хвалится тем, что сделано, а руководя, не считает себя властелином.
11
Тридцать спиц объединяются, образуя колесо, но его применение зависит от пустоты между спицами.
Из глины делают сосуд, но его применение зависит от пустоты в нём.
Здание строят с окнами и дверями, но его применение зависит от пустоты в нём.
Вот почему полезность вещи иногда определяется пустотой.
12
Пять цветов ослепляют. Пять звуков оглушают. Пять вкусов пресыщают.
Езда и охота одуряют. Драгоценности очерствляют.
Поэтому праведный меняет не поверхностное, а внутреннее,
избегает внешнего, стремится к внутреннему.
13
Слава и позор одинаково странны. Слава подобна несчастью.
Её приобретают и теряют со страхом. Не будет славы, не будет страха, не будет и несчастья.
Кто не дорожит собой, тот не будет несчастен.
Самоотверженный, служа людям, может жить среди них.
Гуманный, служа людям, может управлять ими.
14
Предмет, который мы не видим, бесцветен. Звук, который мы не слышим, беззвучен.
Предмет, который мы не можем ухватить, мельчайший. Эти три вещи неуловимы.
Когда они соединяются, то превращаются в единое.
Верх не светел, низ – не тёмен.
Бесконечное нельзя назвать именем. Оно существует, но возвращается к небытию.
Её форма бесформенна. Её образ не определён. Встречаясь с ней, не видать её лица.
Следуя за ней, не видать её спины.
Но зная путь к познанию, можно овладеть её сутью, можно увидеть её прошлое.
(комментарий: здесь Боян, как философ, рассматривает свойства бесконечного)
15
Древние знали мельчайшее и тончайшее.
Ведь они были робкими, словно переходили студеный поток,
нерешительными, словно боялись соседей,
важными, словно шли в гости,
осторожными, словно шли по тонкому льду,
простыми, словно неотёсанное дерево,
изобильными, словно долина,
непроницаемы, словно мутная вода.
Они грязное могли сделать чистым, движущееся – спокойным.
Они соблюдали закон и не желали многого.
Они совершенствовались, довольствуясь старым, а не овладевая новым.
16
Предел пустоты – это покой. Если вещи растут – это круговорот.
Они разнообразны, но возвращаются к своему началу.
Это возвращение и есть покой. Но покой – это возвращение к жизни.
Возвращение к жизни – это и есть вечность. Знающий вечность – мудрец.
Незнающий – приносит беду.
Знающий вечность – имеет всеобъемлющую душу. Имеющий такую душу – правосуден.
Правосудный – будет правителем.
Кто правит, тот соединяется с Небом. Кто соединен с Небом, тот подобен мудрости, которая существует вечно.
Тело его умрёт, но дух останется бессмертным.
17
Лучший правитель тот, о котором знают лишь то, что он существует.
Хуже тот, который требует любви и возвышения.
Ещё хуже тот, кого боятся.
Совсем худ тот, кого презирают.
Кто не заслужил доверия, тот не пользуется им.
Кто вдумчив и сдержан, тот добивается успеха.
О нём говорят, что он естественен.
18
Когда нарушили законы, появились "человеколюбие" и "справедливость".
Когда появилось мудрствование, тогда возникло и лицемерие.
Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь".
Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".
19
Если устранить святость и мудрствование царей, то можно осчастливить народ в сто раз.
Если устранить человеколюбие и справедливость царей, то дети начнут почитать своих родителей, а родители – любить своих детей.
Если устранить хитрость и наживу царей, то исчезнут воры и разбойники.
Невозможно достичь этого только внешними изменениями, нужно стремиться к простоте и скромности, к уменьшению личных желаний и освобождению от страстей.
20
Не будет учёности, не будет и печали.
Разница между обещанием и лестью ничтожна,
разница между добром и злом – велика.
Избегай того, чего люди боятся.
Как зыбок мир, где ещё не установлен порядок.
Люди радостны, словно присутствуют на угощении или празднуют начало весны.
А я спокоен и не лезу вперед, как ребёнок, который не появился на свет.
Я спешу, но не знаю куда и где остановлюсь.
Многие люди богаты, а я не имею ничего, как будто всё потерял.
Люди стремятся к знатности, а я прост, как душа глупого человека.
Люди говорят, что знают много, а я знаю, что ничего не знаю.
Потому страдаю душой, волнуюсь, как море, блуждаю и не знаю, где остановиться.
Многие люди делают то, к чему способны, а я глуп и мужиковат.
Отличаюсь лишь тем, что люблю питаться у матери всех вещей – мудрости.
21
Только мудрости подчиняется праведный. Суть её похожа на блеск.
Она неуловима, но в ней есть образы.
Она неопределенна, но в ней есть скрытые вещи.
Она темна, но в ней скрыты тончайшие частицы.
Они обладают высшей действительностью и достоверностью.
Имя мудрости никогда не исчезало. Следуя ей, можно познать начала всех вещей.
Я обозрел многие из них, но не познал.
22
Древние говорили: ущербное превращается в совершенное, кривое – в прямое, ветхое – в новое.
Стремясь к малому, получишь много, стремясь к многому, получишь мало.
Праведный владеет единственным, но является примером, не излагает своих мыслей, но всегда прав, не выставляет себя, но всегда известен, никогда не воюет, но знаменит, никогда не гордится, но прославляется, боится ссор, но никто не преследует его.
23
Редкие слова заключают в себе верные мысли, редкие изречения – правоту.
Сильный ветер не может дуть до полудня, сильный дождь не может идти весь день.
Небо и земля не могут создать вечное, человек – тем более, поэтому он следует за мудростью.
Следующий ей, равен ей, праведный равен добру, потерявший равен потере, сомневающийся равен неверию.
Кто поднялся на цыпочки, не может долго стоять.
Кто делает большие шаги, не может долго идти.
Кто считает себя всезнающим, тот ничего не знает,
кто сам себя восхваляет, тот не добывает славы,
кто хвастается, тот не имеет заслуг,
кто горд, тот не может стать старшим над другими.
Избыток желания напрасен. Праведный избегает его.
25
Вещество произошло из хаоса, существует раньше неба и земли, недвижимо, бестелесно, самобытно, не знает изменения, движется по бесконечному кругу и не знает предела.
Только оно может родить небо и землю. Имя его я не знаю, но его называю великим.
Оно в бесконечном движении. Такое движение не достигает предела.
Не достигая его, оно возвращается к истоку.
Поэтому мудрость велика, велики небо и земля, велик и повелитель.
Человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам мудрости.
Только мудрость следует самой себе.
26
Тяжёлое лежит в основе лёгкого, покой – в основе движения.
Праведный, шагая весь день, не отходит от телеги с грузом.
Он пользуется славой и благами жизни, но стоит выше их.
Властитель десяти тысяч колесниц, презирающий заботу о стране, теряет слуг, а легкомысленный – власть.
27
Праведный не оставляет следов, красноречивый не допускает ошибок, сильный не хитрит.
Крепко запертое даже без замков не открывается,
крепко связанное даже без узлов не развязывается.
Праведный спасает погибающих и не оставляет нуждающихся, сохраняет созданное и пользуется им.
Добродетель учит недобрых, а недобрые являются учениками добродетели.
Заблуждается тот умнец, кто неуважает своего учителя или своих учеников.
28
Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот становится великим.
Кто стал великим, тот не прекращает познание и продолжает оставаться младенцем.
Кто, зная праздничное, сохраняет будничное, тот становится примером.
Кто стал примером, тот не прекращает познание и возвращается к началу.
Кто, зная свою славу, сохраняет безвестность, тот становится великим.
Кто стал великим, тот достигает совершенства в познании и возвращается к естественности.
Этот великий порядок не уничтожится.
29
Кто хочет силой овладеть миром, тот не достигнет желаемого.
Мир подобен таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться.
Кто покушается на это, тот нарушает порядок мира.
Кто хочет завладеть им, тот сразу его потеряет.
Одни идут впереди, другие следуют за ними.
Одни расцветают, другие засыхают.
Одни укрепляются, другие слабеют.
Одни развиваются, другие разрушаются.
Праведный избегает лишнего, ему не нужны роскошь и расточительство.
30
Кто служит Повелителю мудростью, тот не покоряет народ войском, ибо это может обратиться против него.
Где находятся войска, там вместо хлеба растут колючки.
После больших войн наступают голодные годы.
Искусный полководец побеждает и останавливается.
Он избегает насилия. Он побеждает без прославления. Он побеждает без нападения.
Он побеждает без гордости. Он побеждает вынужденно. Он побеждает без воинственности.
31
Оснащённое войско – средство для несчастья и зла.
Праведный выбирает левую сторону, а вояка – правую.
Войско – орудие нечестивое. Оно не может быть орудием мудрых, его применяют вынужденно.
Цель войны в обеспечении покоя, но она несомненное зло.
Если б она была добром, то нужно было бы радоваться ей, но это может лишь тот, кто любит убивать людей. Такой не может осуществить добро в мире.
При добром деле выбирается левая сторона, при беде – правая.
На левой стороне строй подчинённых, на правой – командиры.
Весть о победе следует встречать трауром, ибо на войне многие погибают.
Если убивают многих людей, то нужно плакать.
После победы в войне следует не радоваться, а горевать.
32
Мудрость вечна и безымянна. Она также и ничтожна, но никто в мире не может подчинить её себе.
Когда правители и знать её соблюдают, то всё достигает покоя.
Когда небо и земля сливаются в гармонии, то наступает счастье и благополучие.
Когда мудрость разделяется на части, то они получают имя.
Если имя известно, то нужно знать границы его применения.
Знание границ избавляет от опасности.
Когда мудрость правит миром, всё сущее вливается в него, как горные ручьи в моря.
33
Знающий людей – благоразумен, а знающий себя – прозорлив.
Побеждающий людей – силён, а побеждающий себя – могуч,
довольствующийся самим собой – богат.
Имеющий волю – упорен, а неотступающий от цели – долговечен.
Кто умер, но не забыт – тот бессмертен.
34
Великая мудрость повсюду: и справа и слева. Всё сущее благодаря ей рождается и развивается.
Заслуги мудрости велики, но она не хвастается.
С любовью пестуя все существа, не считает себя их властелином.
Она не имеет собственных желаний, потому ничтожно.
Её можно назвать маленькой, ибо мельчайшая вещь возвращается в неё.
Её можно назвать великой, ибо всё сущее подчиняется ей.
Праведного нельзя назвать великим, хотя он совершает великие дела.
Праведный достигает величия, так как не возвеличивает себя.
35
К тому, кто представляет собой образ праведности, приходит весь народ.
Люди приходят, и он не причиняет им вреда, а приносит мир, спокойствие, музыку и пищу.
Даже путешественник остаётся у него.
Когда мудрость исходит из его уст, она пресна и безвкусна.
На неё смотрят и не видят, её слушают и не слышат,
но если ею пользуются, она неисчерпаема.
36
Сжать можно расширенное, ослабить – крепкое, уничтожить – расцветшее, отнять – у имеющего.
Поэтому мягкое побеждает твёрдое, а слабое – сильное.
Рыба не может покинуть глубину, а государь не может править напоказ.
37
Мудрость постоянно находится в бездействии, но нет ничего, чего бы она не делала.
Если государь и знать будут её соблюдать, то всё будет меняться по их желанию.
Если всё придёт в сильное движение, то удержать его можно безымянной простотой.
Она не имеет желаний, но это приносит покой и справедливость.
38
Праведный не считает себя безгрешным, поэтому он безгрешен.
Греховный человек не считает себя грешным, поэтому он грешен.
Праведный бездеятелен, поэтому свои дела считает чужими.
Греховный человек деловит, поэтому чужие дела считает своими.
Справедливые уважают других, их действия нарочиты.
Почтительные не уважают других, их действия корыстны.
Если они не встречают взаимность, то прибегают к наказаниям.
При потере мудрости остаётся праведность, при потере праведности остаётся гуманность,
при потере гуманности остаётся справедливость,
при потере справедливости остаётся почтительность.
Она следует за ослаблением верности и преданности, начинается с беспорядков.
Великий держится существенного, избегает ничтожного.
Он справедлив, хотя не соблюдает законы.
39
С древнейших времен всё достигало единства: небо – чистоты, земля – покоя, дух – чуткости, долина – плодородия, вещь – существования, государи и знать – уважения.
Без единства нечистое небо – разрушается, зыбкая земля – раскалывается, дух без чуткости – исчезает, бесплодная долина – превращается в пустыню.
Прекращение роста ведёт к разрушению, потеря уважения подданных – к свержению государя и знати.
Благородные смотрят на варваров, как на своё начало, высшие смотрят на низших, как на свою опору, иначе они будут одинокими, сирыми и несчастными.
Если разобрать колесницу на части, то от неё ничего не останется.
Нельзя быть гордым, как яшма, нельзя быть презираемым, как простой камень.
40
Сопротивляясь всему вещественному, мудрость развивается,
поддаваясь всему вещественному, мудрость действует.
В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии.
41
Умный, услышав мудрое, следует ему, обыкновенный – то следует, то отступает, а неуч – глумится над ним. В противном случае это не мудрое.
(Комментарий: золотые слова!!! Наглядный пример в комментариях некоторых наших читателей. Они действительно делятся на три эти категории)
Тот, кто понимает очевидную мудрость, другим кажется тёмным.
Тот, кто идёт вперёд, следуя мудрому, другим кажется идущим назад.
Тот, кто овладевает вершинами мудрости, другим кажется обыкновенным смертным.
Великий праведник похож на презираемого, безграничная мудрость – на её недостаток,
распространение мудрости – на её расхищение, истина – на её отсутствие.
У большого квадрата не видно углов, большой сосуд изготавливается нескоро,
самый громкий голос неслышен, большое изображение не имеет формы.
Мудрость скрыта от нас, потому не имеет имени, но она наполняет силой и ведёт к совершенству.
42
Мудрость рождает одного, один – двоих, двое – троих, а трое – всех остальных.
Всё носит на себе Инь – переменное, заключает в себе Янь – постоянное, наполнено Ци – жизненной силой, и образует гармонию.
Люди не хотят быть одинокими, сирыми, несчастными, но государи и знать называют себя этими именами.
Потеря есть начало размножения, а множество – начало потери.
Чему учат люди, тому учу и я.
Очень сильный не умирает своей смертью.
43
Самые слабые побеждают самых сильных.
Небытие проникает везде и всюду.
В мире нет ничего, что не прибегало бы к словам и не получало пользу от недеяния.
44
Что ближе – слава или жизнь? Что дороже – жизнь или богатство?
Что тяжелее пережить – потерю или приобретение?
Кто бережёт, тот терпит убыток.
Кто много накапливает, тот и теряет больше.
Кто знает меру, тот не потерпит неудачу.
Кто знает предел, тот не приблизится к опасности и будет жить долго.
45
Особое совершенство похоже на убогое, но оно не может быть нарушено.
Особая полнота похожа на пустоту, но польза её неизмерима.
Особая прямота похожа на кривизну, особое остроумие похоже на глупость, искусный оратор похож на заику.
Движение побеждает холод, а покой – жару.
Полный покой создает порядок в мире.
46
Когда в стране правит мудрость, боевые кони исчезают вдали, а лошади обрабатывают нивы,
когда в стране правит глупость, боевые кони пасутся в окрестности.
Нет больше греха, чем чрезмерная страсть.
Нет тяжелее беды, чем незнание меры.
Нет тяжелее преступления, чем стремление к чрезмерному богатству.
Кто умерен, тот всегда доволен.
47
Не выходя из дома, можно познать мир.
Не глядя в окно, можно видеть небеса.
Чем дальше от дома, тем меньше знаешь.
Мудрец познаёт, не выходя никуда.
Не видя предмета, проникает в его сущность.
Не делая ничего, совершает многое.
48
Кто учится, тот каждый день увеличивает свои знания.
Кто служит мудрости, тот каждый день уменьшает свои желания.
В непрерывном уменьшении человек доходит до бездействия.
Когда он достигнет этого, то всё уже будет сделано.
Если в мире порядок, то следует завладеть им,
если он хаотичен, то этого делать не стоит.
49
Праведный не имеет особого сердца, оно состоит из сердец народа.
Он делает добро добрым и недобрым. Так воспитывается добродетель.
Он верен искренним и неискренним. Так воспитывается искренность.
Праведные просты и тихи, ко всем питают одинаковое чувство.
Для блага мира их сердце темно. Простолюдины смотрят на них и слушают их призывы, а праведные смотрят на них, как на детей.
50
Все существа рождаются и умирают. Из десяти человек трое идут к жизни, а трое – к смерти.
От сильного стремления к жизни трое умирают из-за своих деяний.
Кто владеет собой, тот не боится носорога или тигра, вступая в битву, не боится вооруженного врага. Носорогу некуда вонзить свой рог, а тигру – когти. Врагу некуда поразить его мечом.
Для воздержанного смерти не существует".
Дорогие друзья! На этом заканчивается первая часть песен Вещего Бояна. Вторая часть будет показана позднее (см. встречу 34).
Знакомясь с текстом песен, мы с вами видим, что слова Вещего Бояна очень близки нам по духу. Никогда не слышав их, мы и сегодня живём согласно его мудрым наставлениям, отличаясь порой от остального мира. Удивительное дело!
Через несколько веков после Бояна подобные слова повторял и Христос. Но Его слова были нам давно понятны. Вот какова сила слов нашего Бояна, сохранившаяся на тысячелетия! Но стоит ли этому удивляться. Ведь он очень хорошо познал нашу с вами душу.