Найти в Дзене
МИХАИЛ 20.08.1934 - 19.01.2021

9. Привыкание к новой жизни в годы войны.

Постепенно наши мамы сталм осваивать непривычный им труд. Таскали мешки с зерном, работали с овощами, выполняли любую работу, которая требовали их рук. Бабушка все время была с нами, и ее профессия была школьный учитель. А заработанные в колхозе трудодни иногда давали возможность пользоваться магазином. Расчет в нем был безналичный по «кредитной карточке» (полученная справка о заработанных трудоднях).

Кроме этого, перед домом у нас был участок земли, и мы, всей гурьбой и взрослые и дети, кто во что был горазд, занимались своим огородом. Что в таких случаях положено делать, старались своевременно выполнять. И это тоже было хорошее подспорье для 11 едоков. Однажды был какой-то праздник и нам принесли три литра парного молочка и где-то раздобыли свежий белый хлеб. Это был праздник. Послевкусие иногда вспоминаю до сих пор.

В сентябре 1942 года я пошел в 1-й класс школы. У нас в селе ее не было.

Примерно такого вида вспоминается здания школы.                                                                                       (Фото: Сайт «История»).
Примерно такого вида вспоминается здания школы. (Фото: Сайт «История»).

Она находилась в другом селе, и до нее 1,5 километра пешком мне нужно было добираться. Дополнительно дорога проходила через кладбище. По ней ходить было довольно страшновато, особенно зимой. Да голодные хищники тоже иногда появлялись. А группа односельчан собиралась не очень часто. Кроме этого, старшие дети, как обычно, проявляли агрессию к более слабым. Тем более к беженцам.. Как же мы делали первые шаги и постигали азы учения? Большая классная комната, и посредине которой установлена двусторонняя доска. С одной стороны за столами сидим мы, первоклашки, а с другой уже ученики 3-го класса. Преподаватель один, но предметы разные. Выкручивались, как могли.

Так в трудах и заботах, проходит второй год нашего проживания на Урале Меня переводят во 2-й класс. С сентября 1943 года, по тому же маршруту, я продолжаю «грызть гранит науки». Наступает 1944 год. Дела на фронтах меняются и к началу года большая часть Украины, в том числе гор. Киев, Днепропетровск, Запорожье, многие другие населенные пункты уже были освобождены от оккупации. Начал появляться свет в конце тоннеля. Все начали готовиться в обратный путь.

В нашей «команде», кроме мамы, меня и сестры, все остальные были из Днепропетровска. Таким образом, кроме нас, все знали, как поступать. Но оказалось, что в гор. Верхнеднепровске, этой же области, живут мамины тетя и дядя. Там небольшой дом. И они нас пригласили временно в этом доме с ними пожить. Вопрос был решен.

Я уже упоминал о нашем домашнем огороде. Помню только примитивно, что выращивали в селе обычно белый и красный сорта. Более детально я ничего не знаю. Ранней весной 1944 г., мы посеяли на нем картофель. И почему-то решили белый. Кто был семейный агроном, я тоже не помню. Но неожиданно вырос огромный урожай великолепного картофеля. Село годами не видело машины, а тут к нам начали приезжать заготовители и скупили весь картофель.