А вот интересно, часто ли вы просите прощения перед своими детьми?
Был ли у вас опыт, когда ваши родители просили прощения у вас?
Педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт — тот самый, кто придумал термин «достаточно хорошая мать», как-то подсчитал, что эта самая мать совершает при общении с ребёнком около 19 ошибок в час. Ну как ошибок — косяков. И ничего, все живы и все друг друга любят.
Но это значит, что просить прощение можно и нужно довольно часто. Мне самой так уж точно. Устав, я бываю резкой, грубоватой, рявкаю к месту и не к месту... в общем, всякое случается.
И извиняясь, я, во-первых, признаю нанесённый ущерб, а во-вторых, показываю, что есть вещи, не имеющие прямого отношения к ребёнку. Например, моя усталость. Мне важно, чтобы у дочки не сложилось мнение «я такая, как ко мне относятся». Между прочим, одна из самых разрушительных установок.
Почему-то многие родители считают, что сказать «извини, я был неправ» — значит разрушить свой светлый образ. Словно даже если они триста раз провинились, слово «прости» уничтожит их авторитет.
И потому можно ходить с загадочным видом, делать вид, что ничего не произошло и даже покупать в качестве компенсации подарки, но ни за какие коврижки не признать, что они — обычные люди, которые ошибаются. Причём регулярно.
Вообще это большая-большая проблема. Взрослые, такие большие и важные, часто не дорастают до понимания, что с детьми надо обращаться как с людьми. Не как-то иначе. Напортачил — извинись, пообещал — сделай, не справился — признай.
А вы что об этом думаете?