Найти тему
ПАНТОГРАФ

Двухэтажный пассажирский вагон на Украине мог бы быть построен раньше российского

В 1996 году Украинская железная дорога (УЗ) подписала договор с французской компанией De Dietrich (в 1998 году вошла в состав компании Альстом) по созданию первого пассажирского вагона украинского производства на площадях Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). В частности был подписан контракт на обучение специалистов завода, договор о закупке тележек французского производства в комплекте на 150 вагонов с последующей локализацией их производства на КВСЗ. Все это было задумано реализовать на кредитные средства французского банка ССF. При этом это был кредит не на закупку готовой продукции, а на создание технологии, оснастки, производства.

Эскиз общего вида совместного французско-украинского вагона, предполагавшегося к производству на КВСЗ
Эскиз общего вида совместного французско-украинского вагона, предполагавшегося к производству на КВСЗ

Однако договоренности 1996 года реализованы не были, Украина так и не предоставила государственных гарантий под французский кредит. Тем не менее это дало стимул КВСЗ наметить себе новую задачу — освоение производства пассажирских вагонов.

Разрез совместного французско-украинского вагона, предполагавшегося к производству на КВСЗ, в "сидячем" варианте
Разрез совместного французско-украинского вагона, предполагавшегося к производству на КВСЗ, в "сидячем" варианте

Сотрудничество с французами, начатое в 1996 году, имело продолжение. В 2001 году, когда УЗ возглавлял Георгий Кирпа, он сдвинул затянувшийся проект по пассажирскому вагону с мертвой точки. Крюковский вагоностроительный начал самостоятельно собирать первый пассажирский вагон. На тележках, купленных на Тверском вагоностроительном заводе. Но идея создания своей тележки, что называется, витала в воздухе.

Совместно с УЗ в 2001 году была куплена лицензия на тележку во Франции у фирмы Альстом. На базе нее в 2003 году была создана тележка на КВСЗ, приспособленная к колее 1520 мм и соответствующая стандартам железных дорог СНГ. Это стало отправной точкой и завод занялся проектированием ходовой части, включая приводные тележки для вагонов метро и электропоездов, дизель-поездов, тележки с пневмоподвешиванием.

Но самое интересное было в марте 2002 года, Альстом предложил УЗ проект по совместному производству двухэтажных пассажирских вагонов. При этом, при сборке первых 50 вагонов локализация рассматривалась на уровне 30% с дальнейшим поэтапным ее увеличением до 100%.

УЗ выразила заинтересованность в этом проекте. На КВСЗ велось проектирование вагона (эскизы вагона в варианте "сидячки" приложены в материале). Однако в 2004 году ушел из жизни Георгий Кирпа. Тогда дальше создания ускоренного пассажирского сообщения на базе поездов, сформированных из созданных на КВСЗ специальных пассажирских вагонов в дневном исполнении, и вагонов для ночных поездов дело не пошло. У украинский двухэтажный вагон так и не создан до сих пор. В Российской Федерации, напротив, двухэтажные вагоны уже стали привычными для пассажиров и из них сформировано немалое количество составов, включая в Крым.

В России на ТВЗ серийно выпускаются двухэтажные вагоны, которые включены уже во множество поездов, включая в Крым. Фото Юрий Сурин (Тверские ведомости)
В России на ТВЗ серийно выпускаются двухэтажные вагоны, которые включены уже во множество поездов, включая в Крым. Фото Юрий Сурин (Тверские ведомости)

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет». Использованы иллюстрации и информация ПАО КВСЗ.

Другие материалы канала по теме железной дороги:

Единственный отечественный односекционный грузовой электровоз, выпускающийся с 2000-х годов

Тула-Орел-Ливны-Орел-Тула-2011. Архивные ж./д. фото

Железнодорожные сюжеты-2012

-4