Привет всем!
В собрание произведений искусства Национальной галере вошли не только коллекции отдельных собирателей, приобретения государства во времена Первой республики, но и коллекции отдельных регионов и городов, например, Брно, Братиславы, Кошице, Ужгорода (тогда Закарпатье находилось в составе Чехословакии). К числу таких городов относится и Злин, теперь региональный центр в Южной Моравии с населением почти 75000 человек.
Этот город упоминается в чешских хрониках с 1322 г., и всегда был городом ремесленников и предпринимателей. Особую известность Злин приобрел в 20 веке, в межвоенный период, когда он стал обувной столицей Чехословакии. Постепенно обувная экспансия распространилась на Европу, Азию, Америку, Африку. Название обувной фирмы «Батя» слышали почти все, магазины фирмы вы можете найти везде. Основатели «обувной империи» - семья предпринимателей с фамилией Батя внесла огромный вклад в развитие города, отстроив его в стиле функционализма с множеством объектов: самой фабрики, жилых домов для работников, церкви, торговых домов, больницы, школ и т.п. В начале 30-х годов Ян Антонин Батя начал заниматься развитием культуры в городе, построив Дом образования, где с 1936 г. проходили Весенние Злинские салоны, в которых принимали участие такие известные в Европе художники, как Туайен, Штирский, Шпала. Я.А. Батя приобретал также произведения искусства на других выставках. В разделе Национальной галереи, посвященной Злину, вы можете видеть роскошную картину русского художника Григория Мусатова «Дорога в деревню», очень цветную и весёлую, живописная манера которой сразу вызывает из памяти работы Шагала.
Злинский салон, о котором я рассказываю, проходил с 18 апреля 1938 г., на его открытии присутствовал Я.А.Батя, приветственные речи произнесли староста города, художник Гоффмайстер. (Видео с этим событием постоянно крутится в зале). В выступлениях ораторов то и дело упоминается о сильной Масариковской республике, которая никому не позволит нарушить свои демократические устои и мирную жизнь, тем более, посягать на территорию страны. Даже кисть и шпатель приравниваются к оружию солдата.
Всё это прекрасно, речи убедительные. Но есть «небольшая» проблема: до подписания Мюнхенского соглашения (сговора) осталось каких-то 5 месяцев! Страну Чехословакию разобрали на части, не спрашивая её согласия: Судеты перешли к гитлеровской Германии, свои куски отхватили Польша и Венгрия. Чехословакия, как известно, являлась одним из крупных производителей оружия, его к этому времени было накоплено огромное количество, народ собрался стать под ружье, но… Президент и правительство улетели в Лондон и управляли исчезнувшей страной оттуда. Страна, действительно, исчезла в марте 1939 г.
Казалось бы, такое трагическое событие. Я спрашивала коллег в музее, как они к этому относятся, но ответом было молчание. В 2018 г., когда наступила 80-летняя годовщина Мюнхена, ТВ и пресса уделили этому мало времени и внимания. Стыдно было, наверное, за этот страшный период своей истории?
Зато в том же году несколько месяцев готовили мероприятия, прямо накачивали молодежь 50-летней годовщиной событий августа 1968 г., года «вторжения СССР» в мирную Чехословакию. Здесь вовсю работали ТВ, радио, остальные медиа, полгода проходила выставка в Национальной галерее, куда обязательно водили группы школьников. Когда туда случайно заходили туристы из России, они ничего не понимали, спрашивали, что это такое, а я старалась объяснять как можно корректнее. В этом году из-за эпидемии пока нет такой кампании, но будет, скорее всего.
Такая вот избирательная память.