Найти в Дзене

Росплазма: уже 17 лет в России строят завод для производства лекарств для больных гемофилией

Мне 44 года и в детстве со мной по-соседству жили два брата. Обычные мальчики, только синяки у них вскакивали большие от любого падения и они сразу уходили домой и несколько дней не гуляли. Мальчишки выросли, но к сожалению не смогли побороть эту болезнь.

Волею случая, в 32 года я устроилась работать в федеральное учреждение "Росплазма". "Росплазма" - это сеть плазмоцентров (станции по заготовке плазмы из человеческой крови) и завод по производству препаратов крови - иммуноглобулины и факторы свертываемости крови (фактор VIII и IX). Вот только завод так и не построили.

В настоящее время в России нет собственного производства препаратов крови для больных гемофилией - фактор VIII и IX, эти жизненно важные лекарства мы приобретаем за границей, а значит находится в зависимом положении. Иммуноглобулины производятся в России, но не покрывают всей потребности страны.

Еще в 2003 году было принято решение о строительстве завода в г. Кирове. В 2007 году был открыт первый плазмоцентр по заготовке донорской плазмы, из которой в последствии планировалось производить факторы VIII и IX. В период с 2007 по 2009 год было открыто 15 стационарных и мобильных плазмоцентров в 6 субъектах РФ.

У человеческой плазмы срок годности 3 года, а значит плазма, заготовленная в 2007 году, должна быть переработана в лекарственные препараты до 2010 года. Но завода не было.

В 2009 году строительство плазмоцентров прекратилось, а вся заготовленная плазма стала отдаваться на переработку в российское предприятие Микроген. Микроген изготавливает из этой плазмы альбумин и иммуноглобулины.

И вроде все совсем не плохо - плазма заготавливается и отдается на переработку, страна получает иммуноглобулины и альбумины. Но лекарство для больных гемофилией так и не производят. У Микрогена просто не такой линии и технологии.

Для дальнейшего понимания ситуации необходимо немного углубиться в технологию производства препаратов крови. Для производства факторов свертываемости крови необходима плазма, заготовленная при определенных условиях - шоковая заморозка сразу после заготовки при температуре минус 70 градусов, хранение при температуре минус 25 градусов, не допускается разморозка продуктов, а значит транспортировка плазмы допускается только в рефрижераторах. Себестоимость такой заготовки в разбросанных по стране плазмоцентрах очень дорогая.

Так как изначально плазма заготавливалась для собственного завода, вся технология была выстроена с учетом всех этих требований. Все плазмоцентры, запущенные в эксплуатацию, были оснащены самым современным оборудованием и действительно заготавливают человеческую плазму самого высокого качества. Вот только никто из этой плазмы не делает лекарства для больных гемофилией.

Микроген производит из нее только альбумин и иммуноглобулины. Раньше для производства своих препаратов Микроген закупал плазму на станциях переливания крови и заготавливал плазму на собственных станциях по сбору. Получается, что из очень хорошо сырья мы получаем только часть препаратов, остальное просто выливается.

А что с заводом? Строительство было окончательно остановлено в 2010 году, начались бесконечные суды, поиски новых подрядчиков, передача завода из одного ведомства в другое... Но на дворе 2020 год, а завод так и не начали строить. За это время было множество решений и комиссий, но никак... Огромные деньги вложены в это строительство, а конечного результата не получено. Технология уже устарела, уже придумывают новые лекарства для больных и мне кажется, этот завод с этой технологией уже никому не нужен.

Месяц назад завели уголовное дело по статье "Халатность", дело возбудило главное следственное управление Следственного комитета по Москве. Завод строился под руководством Федерального медико-биологического агентства  и Росздравнадзора (до 2010 года). Нанесенный ущерб - три с половиной миллиарда рублей и срок строительства, затянувшийся на 15 лет, вместо четырех планируемых.

-2

За эти годы в стране было несколько попыток построить аналогичные заводы - во Владимире, в Рязани, Москве и Санкт-Петербурге. Но ни один проект по разным причинам не закончен. Такое чувство, что кому-то очень выгодно не строить собственное производство. иначе не понятно, почему за 15 лет наша большая страна не смогла построить хотя бы 1 завод, особенно в условиях действующих санкций и ограничений.

Плазмоцентр работают до сих пор, заготавливается очень качественная плазма для фракционирования, вот только перерабатывается она на предприятии, где нет технологии массового производства всей линейки препаратов крови.

Иногда мне кажется, что если бы завод построили в 2010 году и начали выпускать собственные препараты для больных гемофилией, то мои два соседских брата были бы живы. Возможно, мне это только кажется.