Сериал «Город», который переносит зрителей в 1961 год.
Похоже, что мода на оттепель проникла и в такое жанровое ответвление сериального кино как детектив. Ибо при всем «мирном» характере названия нового фильма, он как раз к этой категории и принадлежит. Недаром один из сопостановщиков нового фильма – Дмитрий Константинов – был соавтором известного сериала «Оттепель». В его напарниках оказался Юрий Трофимов, в фильмографии которого, в отличии от Константинова, пока не значатся образцы нового российского сериального кино. Тогда как Д. Константинов успешно осваивал сей раздел телеиндустрии в качестве режиссера («Черные волки», «Чудотворец»).
Свой опыт он вместе с коллегой и реализовал в запутанной до предела экранной истории о некоем вымышленном городке Струнево, находящемся на расстоянии ровно в 101 километр от столицы нашей Родины. Стоит пояснить, что именно эта цифра обозначала в прежние времена ту зону недоступа в крупные города, за пределами которой и обитали ненадежные советские граждане с мелкими уголовными наклонностями, тогда как для солидных представителей криминальных кругов предназначались пенитенциарные заведения строго закрытого типа. Однако, похоже, что режиссеры фильма проигнорировали данное обстоятельство и потому «населили» город таким количеством уголовного элемента, что поневоле задаешься вопросом о том, а где же в Струнево не только советская и партийная власть, но и правоохранительные органы?
Ответ на вопрос о роли стражей порядка зрители получают со старта сюжета. Струневская милиция заключила с миром блатных своеобразный пакт о ненападении во имя социальной стабильности. Могло ли быть такое в реальности? Вспомнив историю ликвидации организованной преступности в послевоенной Одессе, ответим: «Вполне!». Только стоит помнить и о том, что время действия фильма «Город» - 1961 год, а это немного иная эпоха и иное место. И даже с учетом общественных реалий расцвета «оттепели» изначальная фабульная ситуация в новом фильме о «прекрасном далеко» более чем полувековой давности выглядит неправдоподобной. Как-то не верится, что в столь небольшом по размеру, значению и населению городке была столь мощная преступная сеть, фактически банда, подмявшая под себя милицию. Все-таки советские органы охраны общественного порядка свое дело хорошо знали! А уж тем более не верится в то, что никто из членов сего преступного сообщества на 101-м километре не знал о руководителе всей этой системы, некоем персонаже по кличке «Папа».
Все эти обстоятельства можно было и не принимать во внимание, если бы не сквозной мотив сериала: в Струнево появляется модно одетый оперуполномоченный Родион Стоцкий (Петр Федоров), котором суждено расследовать цепь загадочных происшествий и убийств, случившихся в «тихом» городке. За те восемь серий, которые выделили ему на это создатели картины бравый следователь, цитирующий налево и направо Ильфа и Петрова, с задачей справляется. Он выявляет и ликвидирует банду фальщивомонетчиков, арестовывает местных криминальных «авторитетов» и вычисляет того самого «Папу». Попутно, как и положено такому персонажу, влюбляется в местную девушку, которая и оказывается на самом деле, дочкой «Папы».
Авторы «Города» так много сюжетных ингредиентов намешали в свой жанровый коктейль, что не успеваешь не вглядеться в лица отдельных персонажей, не присмотреться к обстоятельствам жизни и быта обитателей 101-го километра, не говоря уже о том, что ими постоянно нарушается логика детективного сюжета. Узнаваемая приблизительность стиля фильма такова, что «картинка» сериала кажется уже не однажды виденной не то в сериале «Крик Совы», не то в его экранных реинкарнациях под названием «Черная кошка» или «Черные волки». Приметы времени даны авторами премьерной картины в некоем импрессионистическлм ключе. Временами складывалось устойчивое ощущение, будто на экране не город, находящийся в полутора часах езды от Москвы, а какой-то глухой провинциальный захолустный послевоенный городок, где бесчинствуют уголовники.
Тем не менее, экранное напряжение в «Городе» все-таки достигается за счет привычных сюжетных схем, известных еще со времен классического Голливуда. Например, благородный шериф (он же оперуполномоченный), который чуть ли не в одиночку вступает в городке, фактически захваченном бандитами, в борьбу за справедливость и порядок. Понятно, что у этого героя есть верный ученик и последователь. В данном случае, некий милиционер Тарасик (Евгений Антопов). Понятно. что главарем оказывается вовсе не тот, на кого можно было подумать на старте экранной интриги. Понятно, что следует цепь загадочных убийств и душераздирающих конфликтов на почве любовных страстей. И, наконец, финальная перестрелка с превосходящими силами бандитов в насквозь простреливаемом здании местного райотдела милиции, заставляет вспомнить традиционные голливудские вестерны.
К чести авторов «Города» стоит сказать о том, что заключительная сцена бунта струневского населения против милиционеров выглядит, скорее, как очевидный экранный намек на технологии майдана, нежели как воплощение методов бравых ковбоев, которые не в ладах с законом. «Правда жизни» сама является в некоторых узнаваемых и опознаваемых деталях заключительного эпизода: от провокации с метанием камней до циничных убийств бандитами людей из возмущенной толпы.
Историческая память, разбуженная авторами сериала «Город», подсказывает: меньше чем через год в Новочеркасске случится куда как более реальный социальный массовый протест. Он будет подавлен очень жестоко, а развязка окажется еще более трагичной, чем в выдуманном городке Струнево осенью 1961 года. И подобные ассоциации, вызванные увиденным на телеэкране в сериале «Город», не стоит оставлять без внимания.
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru