Найти тему

Как в Ярославской филармонии в 1974 году орган появился. Из воспоминаний Л.Б. Шишхановой

Друзья, 4 года назад, в августе 2017 года, нам удалось запустить уникальный проект "Воскресные органы Ярославля": 3 экскурсии-концерта в исполнении Народной артистки России Любови Башировны Шишхановой! В цикле экскурсий-концертов "Музыкальные истории Ярославля" проект "Воскресные органы Ярославля" занимает одну из центральных, ключевых позиций.

Созданный на базе Ярославской государственной филармонии при активном участии Народной артистки России, профессора московской консерватории, прославленной солистки-органистки  Л.Б. Шишхановой, данный проект - это поистине уникальная возможность не только узнать об истории органной музыки и её великих композиторах, познакомиться с обстоятельствами появления в городе трёх действующих органов (в филармонии, в кирхе и в частном музее "Музыка и время"), но и  побывать сразу на трёх мини-концертах. 

-2

Привожу первую часть из воспоминаний "королевы органной музыки" Любови Башировны Шишхановой, написанных в 2018 году:

"Появлению органа в Ярославле предшествовала довольно затейливая, можно даже сказать, забавная история. В 1972 году, в те весьма далекие времена, когда вопрос установки органов в СССР решался на государственном уровне, Комитет по органостроению при Министерстве культуры СССР принял решение установить орган фирмы «А.SCHUKE» в Кремлевском концертном зале в г. Горьком (Нижнем Новгороде). Но при обсуждении в Министерстве культуры сочли эту сумму непомерно большой для одного органа и разделили ее на две части. Одну часть денег предназначалась для Концертного зала Института искусств города Душанбе, другая – для Концертного зала Томской филармонии. Установку органа в Нижнем Новгороде решили отложить. С органом, предназначенным для Душанбе, никаких затруднений не возникло. Заказ отдали фирме «Rieger-Kloss» г. Брно из Чехословакии, и все пошло своим чередом. А вот с Томском, где планировался орган фирмы «W. SAUER» г. Франкфурт-на-Одере, ГДР получилось недоразумение: то ли местные власти не правильно поняли ситуацию и решили, что за орган платит Министерство культуры, то ли Министерство культуры недостаточно внятно объяснило местным представителям власти Томска, что платит за орган город Томск и никак иначе. В результате оказалось, что контракт подписан, денег нет и не предвидится, а директор фирмы «W. SAUER» Герхард Шпаллек мечется по Москве в полной растерянности и недоумении. Ситуацию решил поправить Гарри Яковлевич Гродберг. Он схватил Шпаллека в охапку и повез его наудачу в Ярославль. Там они оба явились прямо к директору Ярославской филармонии Якову Фридриховичу Блеху. Более благоприятной почвы для идеи «объорганивания» Ярославля трудно было найти. Яков Фридрихович «завелся» с первой же минуты. Он просто «заболел органом». Только благодаря ему и появился этот инструмент в Ярославле. Добыть четыреста тысяч рублей (советских!), незапланированных бюджетом, было почти нереально. Но Блеху это удалось! О том, как это было, он рассказал мне спустя десять лет после установки органа, когда мы отмечали его (органа) десятилетие. Привожу его рассказ почти дословно:

Прихожу к Василию Федоровичу Торопову (в те времена председателю облисполкома Ярославля).

- Василий Федорович! Вот предлагают нам из Министерства культуры СССР, есть возможность орган поставить. Всего 400 тысяч стоит!

- Яша! Какой тебе орган!? Мне нужно детский дом в Угличе строить. Только органа не хватало. Уходи, и говорить не о чем.

Недели через две прихожу снова.

- Василий Федорович! Ну давай орган поставим, пусть ярославцы слушают.

- Уходи, Яша! Тут шоссе в Рыбинске нужно срочно ремонтировать. Не до органа!

Еще через три недели пришел опять к Василию Федоровичу.

- Яша! Ты чего пришел? Я же сказал, что ни о каком органе и речи быть не может.

- Василий Федорович! Пришел сказать только одно, и сейчас же уйду.

- Ну говори!

- Орган отвлечет верующих от церкви!

Минутное молчание. Наконец, Василий Федорович в сердцах махнул рукой:

- Ладно!!! Бог с тобой, Яша! Пусть ярославцы орган слушают.

Так была решена судьба ярославского органа. Слушают ярославцы орган уже без малого сорок пять лет! За это время орган пережил два капитальных ремонта: в 1997 и в 2015гг. У него поистине счастливая судьба, так как оба раза ремонт проводила фирма «W. SAUER», а интонировкой занимался главный интонировщик фирмы, а теперь один из ее директоров, Петер Фрессдорф. Ярославцы называют Петера отцом нашего органа, так как он регулярно навещает свой инструмент, приезжая на фестиваль имени Леонида Ройзмана, который проходит каждые два года, начиная с 1997 года. Много замечательных исполнителей как зарубежных, так и наших российских побывало в Ярославле. Последний ремонт, точнее реконструкцию, летом 2015 года можно считать особенно удачной. Ярославский орган получил новый Spieltisch (пульт). Теперь в распоряжении органистов 10 000 комбинаций. В диспозицию добавлено несколько копул, которые значительно расширили объем звучания инструмента. А новая интонировка, благодаря улучшенной акустике1 и мастерству Петера Фрессдорфа, можно сказать, преобразила инструмент. Для полной характеристики органа Ярославской филармонии следует привести его диспозицию в окончательном виде. Вот она:

Орган фирмы «W. SAUER» (Франкфурт-на-Одере, Германия, 1974), opus 2014 реконструкция – фирма «W. Sauer», 2015 г. Орган имеет 48 регистров,

игровую механическую трактур и электропневматическую регистровую трактуру.

1 Manual. Hauptwerk (C-g3)

Pommer 16`, Principal 8`, Rohrflöte 8`, Spitzgambe 8`, Oktave 4`, Kleingedackt 4`,

Gemsquinte 2 2/3`, Waldflöte 2`, Mixtur 5-6 f., Zimbel 3 f., Trompete 8`, Tremulant

II Manual. Positiv (C-g3)

Holzgedackt 8`, Quintadena 8`, Prinzipal 4`, Rohrflöte 4`, Oktave 2`, Sifflöte 1 1/3`,

Oktavlein 1`, Sesquialtera 2 2/3` + 1 3/5`, Scharff 4 f., Krummhorn 8`, Tremulant

III Manual. Schwellwerk (C-g3)

Bordun 16`, Prinzipal 8`, Gedackt 8´, Weidenpfeife 8`, Oktave 4`, Nachhorn 4`,

Blockflöte 2`, Terz 1 3/5`, Quintan 2 f. 1 1/` + 8/9`, Spitzflöte 1`, Mixtur 5-7 f.,

Dulzian 16`, Oboe 8`, Franz. Trompete 8`, Tremulant

Pedal (C-g3)

Prinzipalbass 16`, Subbass 16`, Gedacktbass 16`, Quintbass 10 2/3`, Oktavbass 8`,

Pommer 8`, Choralbass 4` + 2`, Hohlflöte 4`, Hintersatz 4 f., Posaune 16´, Bombarde 8`,

Trompete 4`

Koppeln: II/I, III/I, 1 sub, II/I sub, III/I sub, III/I super, III/II, II sub, III/II super, III sub,

III super, I/P, II/P, III/P

Spielhilfen: Walze, Schweller III. Man., Serzerkombinationen mit Sequenzer (10000)".

1 Благодаря директору филармонии Ларисе Викторовне Гавриловой удалось получить и установить кресла из Вены, специально сделанные для концертных залов.