Найти тему
Эпоха Перемен

Туннель под миром для попаданца в очень неприятную вселенную

Произведения на тему внезапного попадания героя в иной мир (находящийся в другой Вселенной, в другом времени нашей Вселенной, созданный кем-то искусственно и т.п.) выходят уже очень давно. Достаточно вспомнить некого янки, попавшего ко двору короля Артура (можно поискать и еще дальше, но лень), что бы понять, что столь популярный сегодня жанр - вовсе не новичок, а его нынешняя популярность вызвана определенными условиями. Конкретно - тем, что мы живет в сложную и обещающую быть длительной Эпоху Перемен.

Хотя немало таких работ появилось и во времена вполне благополучные, когда казалось бы, человечество стремительно шло вперед по пути научно-технического и социального прогресса. Причем, отнюдь не все миры, куда попадали их герои, были приятными для жизни. Некоторые вполне можно считать предтечами небезызвестной Матрицы - с виду вполне благообразной, а изнутри являющихся сплошным обманом.

Один такой рассказ был опубликован в США в 1955 году. Его автором был писатель-фантаст Фредерик Пол, а назывался от "Туннель под миром".

Обложка советского издания 1965 года, серия "Зарубежная фантастика".
Обложка советского издания 1965 года, серия "Зарубежная фантастика".

Я прочитал его в студенческие годы, а сегодня вижу, что показанные в нем тенденции сегодня вполне реализуются в нашей жизни. Пусть и в иных формах.

Итак, герой рассказа Гай Буркхардт живет вроде бы обычной жизнью в своем городе, со своей женой и ходит на свою обычную работу. И все бы ничего, да вот периодически он видит один и тот же кошмарный сон - как он погибает от внезапного мощного взрыва. Успокоив себя, что это лишь сон, он идет на свою работу в офис нефтехимического завода. И вроде все как обычно, да только какая-то уж слишком навязчивая реклама окружает его чуть ли не каждую минуту. А как-то вечером он замечает, что его дом и подвал, известный ему чуть ли не с детства, вдруг изменился до неузнаваемости - по сути, это сделанная из металла бутафория. Пытаясь выяснить, в чем тут дело, он внезапно засыпает прямо в подвале. а когда просыпается, то с изумлением узнает, что сегодня.. тот же самый день, что был и вчера. 15 июня.

А затем, вскоре после прихода на работу, где события происходят в той же последовательности, что и вчера, ему звонит его знакомый по имени Свансон. И когда тот узнает, что Буркхардт помнит события вчерашнего дня, настаивает на немедленной встрече, намекнув, что знает нечто интересное. Гай соглашается и приходит в условленное место.

В ходе разговора выясняется, что они знакомы уже давно и в свое время Свансон спас Буркхарта. когда его кто-то искал. И - действительно, в этом мире каждый день - это всегда 15 июня. С одинаковой последовательностью событий, различающихся только.. рекламой. Вернее, ее содержанием и стилем подачи.

А затем что-то произошло и они разошлись. Но перед этим, успели найти некий туннель, который должен дать ответ на загадки происходящего.

После не слишком долгого путешествия, они попадают в некое место и вскоре встречают других людей. Которые ведут себя странно и в ходе стычки Буркхарт из револьвера тяжело ранит одну из здешних обитательниц.

И тут выясняется, что она - не человек, а робот. Так же, как и.. сам Буркхарт.

Потому, что и он, и другие жители этого небольшого американского городка на самом деле мертвы. Погибли от взрыва нефтехимического завода, фактически полностью уничтожившего города.

Но он был восстановлен вместе с жителями, чье сознание было переведено в электронные мозги. А затем.. этот причудливый новодел начали использовать в качестве полигона для отработки новейших методов рекламы самых разных товаров. И - методов воздействия на предвыборные кампании различного уровня.

Причем, полигон это был смоделирован.. на лабораторном столе. А сами его "жители" имели размер в сто раз меньше нормального.

 Послышался тяжелый сочувственный вздох.
   - Я вижу, вы наконец поняли, - произнес голос. - Идти некуда. Теперь вы это знаете. Я мог бы и раньше сказать вам, но вы, вероятно, не поверили бы мне, так что для вас было лучше увидеть самому. В конце концов, Буркхардт, почему я должен восстановить город в точности таким, каким он был раньше? Я деловой человек; я подсчитываю расходы. Если вещь должна быть натуральной величины, я такой ее и сооружаю. Но в данном случае в этом нет никакой необходимости.
   Буркхардт беспомощно смотрел, как с возвышавшейся перед ним горы к нему осторожно спускалась небольшая скала. Она была длинная и темная, и на ее конце мерцало что-то белое, белые пятна пальцев…
   - Бедный маленький Буркхардт, - монотонно пропел громкоговоритель, и эхо загрохотало в огромной бездне, которая была всего лишь лабораторией.
   - Каким это должно быть потрясением для вас - понять, что вы живете в городе, построенном на столе!

Ну а затем последовала синяя таблетка. И Гай Буркхарт проснулся в своей кровати.. снова 15 июня. С убеждением. что все это - просто плохой сон..

Такая вот безысходная Матрица образца 1955-го года, из которого реально нет выхода.

Первое издание "Туннеля под миром".
Первое издание "Туннеля под миром".

Лично мне сильно не хотелось бы попасть в такой вот мир. Какую бы таблетку ты здесь не выбрал бы - результат всегда один.

Правда, пока необходимости в такой вот Матрице нет. Для отработки и совершенствования рекламы и методов продвижения сегодня придуманы куда более эффективные вещи.