Найти тему

КОШМАР В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В русских поверьях есть персонаж Болотницы. Это дальняя родственница русалки, заманивающая путников в трясину красивой песней.

В ожившем мире "Черного зеркала" (британское футуристическое телешоу) завелись другие интересные существа: "ютуб психологи" и "популяризаторы науки". И те, и другие производят схожий и по содержанию, и по качеству продукт.

"Быстрые и удобные знания."

Первые предлагают видео лекции о самосовершенствовании, вторые - о различных аспектах устройства человеческого тела, личности и общества. Каналы раскрученных медийных профи имеют десятки миллионов просмотров и огромные фан-клубы преданных почитателей. А их авторы имеют десятки миллионов прибыли от монетизации этих каналов. В гипер информационном обществе граждане расплачиваются "просмотрами", а работу автора оплачивает рекламодатель.

Удобная система для "производителя контента", но не для реальных психотерапевтов и ученых.

Потому что человеческая психика устроена таким образом, что непрофессионал готов тратить свое время на виртуальные поглаживания чувства собственной важности и исключительности. Но не готов к реальной работе и критическому анализу информации. Особняком в этой истории вся "ютуб психотерапия", производителей таких роликов стоило бы на законодательном уровне обязать выпускать в их начале предупреждение, что их товар не имеет никакого отношения к работе профессиональных психологов, и никак не может заменить визит к специалисту. Вы не можете самостоятельно взглянуть на собственную ситуацию и на себя "со стороны".

Профессионалам запрещено работать даже со своими родственниками и друзьями, т.к. они вовлечены в ситуацию клиента и не могут быть беспристрастны.

Чего уж говорить о непрофессионалах, пытающихся в "помоги себе сам". В итоге, ширятся ряды доморощенных психологов, лезущих открывать истину темным людям, с пафосом Иисуса Христа.

По такому же принципу устроен и коммерческий продукт "популяризаторов науки". Главное - сказать то, что желает услышать целевая аудитория автора.

"Я так и знала!" - восклицает очередная адепт феминизма, услышав в ролике тезис об отсутствии принципиальных отличий между мужчинами и женщинами. И несет ссылку на видеоролик своим подругам.

"Так вот в чем дело, он - абьюзер!" - восклицает вечный ребенок, которому всю жизнь должны.

Никакого критического анализа они, естественно, не предпринимают, ведь это именно то, что они и желали услышать. Эффективность методик и подлинность изложенных фактов их тоже не волнует, т.к. они не платят деньги за тот продукт, который употребляют. Но не все йогурты одинаково полезны, а некоторые и откровенно опасны. В информационном болоте никому нет дела до того, что означают эти пузыри на поверхности: может быть, просто болотный газ вырывается на поверхность. А может, кого то навсегда затянуло в трясину.

-2