В настоящий момент Единый государственный экзамен является самой главной и неотъемлемой частью образовательного процесса в России, а подготовка к нему есть важный и трудоёмкий этап. Именно поэтому каждому учителю необходимо составить действенную методику для оптимизации работы учащихся над подготовительным процессом к ЕГЭ.
В экзамен по английскому языку входит проверка всех видов речевой деятельности, одним из которых является письмо. Некоторые педагоги недооценивают данный вид работы и не уделяют ему должного внимания. Это неправильно, поскольку письменная речь является основополагающим средством в обучении другим видам речевой деятельности и в развитии лексических и грамматических навыков.
Письмо основывается на таком сложном умении, как умение писать, которое, в свою очередь базируется на таких навыках, как:
1) Орфографические и пунктуационные навыки;
2) Лексические и грамматические навыки;
3) Композиционные навыки;
4) Когезивные навыки.
На сегодняшний день, у школьников сдающих ЕГЭ возникает ряд трудностей с получением композиционных (построение высказывания) и когезивных (связность текста) навыков. Вследствие чего в данной статье будет предложена одна из возможных методик для устранения подобных сложностей.
Итак, для того, чтобы облегчить построение композиции текста и логическую последовательность между его частями, необходимо составить собственную схему. В неё должны входить клише, которые составит сам ученик, на определённое количество слов. Впоследствии обучающийся может использовать такую схему каждый раз при выполнении письменной части ЕГЭ. Таким образом, у школьника заранее будет готова «композиция», которую он будет лишь дополнять предложениями, подходящими к предложенной ему теме, «подкрепляя» свой текст логической связностью.
Так, например, для первого письменного задания «Личное письмо» может быть применена следующая схема:
Rostov-on-Don
Russia
10.02.2020
Dear … ,
I was so happy to get your letter, thank you. Sorry, I haven’t written for so long because I was busy.
In your letter you ask me about… Answers.
Well, you write that… That’s great! Question 1, 2, 3.
So, that’s all for now. Hope to hear from you soon.
Best wishes,
Name = 53 words.
Таким образом, в данную схему входит 53 слова. Ученику остаётся запомнить её, а при написании экзаменационного теста только дополнить её собственными предложениями, соответствующими теме заданных условий.
Следующим примером послужит схема для последнего задания в письменной части экзамена – эссе:
I абзац: We cannot imagine our live without… However, some people may hold the opinion that… at the same time others are of the opposite opinion. Let me express my view connected with these controversial judgments.
II абзац: To begin with I do believe that… Firstly… Secondly… Finally…
III абзац: Nevertheless, there are people who think differently, they say that… Such people think so for a number of reasons. First of all… Moreover…
IV абзац: Despite my respect to other people’s opinion, I cannot share it because… These people are sure to underestimate the importance of…
V абзац: In conclusion, I would like to state again that… But, so many men, so many minds.
=104 words.
В приведённой выше схеме даны клише для написания эссе для ЕГЭ по английскому языку. Количество слов в данных абзацах может варьироваться в зависимости от количества слов в предложениях ученика.
Во время экзамена заготовленная заранее схема значительно сэкономит время выполнения работы, поскольку ученик, ещё не прочитав само задание, может сразу же написать её для себя на черновике. Так экзаменуемому будет легче справиться с предстоящим «испытанием».
Кроме того, такой план поможет не растеряться школьнику в стрессовой ситуации. Часто видя задания на ЕГЭ, дети впадают «в ступор» и не могут собраться с мыслями. Но в процессе составления схемы этот страх уйдёт, и ученик обретёт в себе уверенность, а значит и успешное выполнение письменной работы.
Из всего сказанного мной ранее можно сделать вывод, что одной из самых действенных методик в написании письменных работ ЕГЭ по английскому языку является составление собственной схемы с использованием клише.
Структурированный план поможет учащимся повысить свои композиционные и когезивные навыки при подготовке к написанию личных писем и эссе. Это сделает письменные работы школьников качественнее, а общий балл за данную часть экзамена – выше!