Стремительное изменение современного мира подталкивает родителей к радикальным переменам в образовании детей. Они стремятся как можно скорее дать ребенку новые знания и навыки, иначе он отстанет от остальных более «современных» детей. Появляется раннее развитие детей, которое начинается еще в утробе матери. Разрабатывается огромное количество методик раннего развития детей младшего возраста. Появляется большое количество развивающих детских центров с программами развития ребенка раннего возраста. Что же такое раннее развитие?
Раннее развитие – это специально созданная среда для развития ребенка, наполненная различными объектами для изучения всеми органами чувств. Это пространство, где малыш под присмотром родителей и опытных педагогов безопасно может познать этот новый и непростой для него мир. Это специально оборудованная комната, в котором есть все необходимые для раннего развития материалы, включая и физическую активность.
В наше время стало модно заниматься развитием детей младшего дошкольного возраста. И у родителей возникает огромное количество вопросов: «С какого возраста нужно начинать развитие детей?», «Какие лучше выбрать для этого детские центры?», «Что дает развитие детей в будущем?»
Вокруг темы развития детей раннего дошкольного возраста существует много споров. В общественной среде бытует много мнений, споров и даже мифов о развитии личности ребенка раннего возраста.
Давайте поговорим об основных мифах раннего развития:
1. Малышу не нужно раннее развитие
Развитие – это непрерывный процесс, который начинается еще с момента зарождения и продолжается на протяжении всей жизни человека независимо от того, прикладываем ли мы для этого какие-либо усилия. Каждый день малыш приобретает и совершенствует новые знания, умения и навыки. Дети развиваются независимо от того, посещают ли они развивающие занятия или нет. Вопрос только в том насколько гармоничным и разносторонним будет их развитие? До 3-х лет человек приобретает фундамент знаний, который будет сопровождать его на протяжении всей его жизни. Гармонично организованную среду для развития могут организовать только профессионалы: педагоги, психологи и логопеды. Наблюдая за ребенком в процессе игры, они могут заметить гармонично ли он развивается и если есть какие-то пробелы в развитии – вовремя скорректировать процесс.
Например:
а) если ребенок не играет с предметами разной величины и формы, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы по геометрии в школе;
б) если ребенок до 3-х лет не получит положительного опыта в общении со взрослыми, то у него могут возникнуть проблемы в адаптации к детскому саду;
в) если ребенок в процессе игры не изучает ориентацию в пространстве, то в дальнейшем у него может возникнуть проблемы с ориентацией по новой местности;
Главная задача раннего развития не сотворить гения, а помочь Вашему ребенку гармонично развиваться. Центры раннего развития помогут Вам в этом.
2. Раннее развитие – это методика Запада и к России неприменима
Инновации в раннем развитии являются результатом многих исследований педагогов и психологов с разных концов мира. Раннее развитие распространено не только в Европе и США, его практикуют в Японии, Латинской Америке, Кении, Перу и многих других странах. Российскими педагогами и психологами разработано множество методик раннего развития детей, которые учитывают их особенности.
3. Раннее развитие лишает ребенка детства
Приходя в этот мир малыши учатся постоянно. Начиная с момента рождения они каждый день узнают и учатся делать что-то новое для себя. Малыши обожают учиться. Программы раннего развития детей разработаны так, чтобы ребенок учился играя. Тем самым он удовлетворяет сразу две главных потребности раннего возраста: игру и познание. Никто не говорит о том, что ребенок должен все свое время посвящать занятиям, достаточно 20 минут в день выполнять простые упражнения в игре для того, чтобы малыш развивался гармонично. Так нужно учитывать и другие особенности, например, если малыш не в настроении или хочет кушать, а может его что-то беспокоит – лучше отложить занятие на другое время. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы была смена деятельности с интеллектуальной на физическую, далее творческая. В конце занятия всегда должно быть расслабление и рефлексия.
4. Раннее развитие может сформировать у ребенка отрицательную позицию к образованию
В сущности, всё абсолютно наоборот. У деток, с которыми занимались в раннем возрасте, формируется стойкая потребность в новых знаниях, любознательность, мотивация к обучению. Стремление к познанию остаётся у ребенка на протяжении всей жизни. Когда родитель хвалит ребенка за достижение им результата, пусть и незначительного, это накладывает позитивные отпечаток и в дальнейшем ребенок или уже взрослый человек идёт к поставленной цели и добивается ее.
5. Развиваться нужно только по одной методике
Для развития гармоничной личности нужно пользоваться множеством разных методик. Самое важное нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темп развития и склонности к тем или иным направлениям. Нужно уделять внимание не только тому, что у ребенка получается хорошо, но и тому, где у него что-то не получается, совершенствуя новые направления.
6. Развивающие занятия – это дорого
Покупка развивающих игрушек, действительно, вещи не из дешёвых, но очень многое можно заменить просто проявив фантазию. Например, кинетический песок, тесто для лепки или пальчиковые краски можно приготовить в домашних условиях, изучив инструкцию из интернета. Развивать мелкую моторику у детей раннего возраста можно с помощью разнообразных круп, а бусы можно сделать из обычных макарон, окрашенных в разные цвета. Для проведения химических опытов не обязательно бежать в магазин за ингредиентами, все необходимое можно найти на обычной кухне. В данном случае самое главное – желание родителя научить ребёнка чему-то новому.
7. Традиционных методов достаточно
«Меня так воспитывали и мне этого хватило» – как часто мы слышим эти слова из уст родителей, которые выступают против развития ребенка от рождения до школы. Может быть 20 лет назад и хватало, но не сейчас в силу стремительного развития нашего общества ребенку требуется больше знаний и умений. Более 100 лет назад читать и писать могли немногие, сейчас же при поступлении в школу ребенок уже должен уметь читать и писать, этому его учат ещё в детском саду. Достижения цивилизации в образовательном плане идут только на пользу ребенку в его развитии. Развитые умственные способности, физическое и психоэмоциональное здоровье как результат раннего развития ребенка дадут ему отличный старт в школе и помогут осознанно вступить во взрослую жизнь.
8. Ребенку будет скучно на уроках в школе
Надо понимать, что развитие детей 3-7 лет не предусматривает изучение школьной программы. Воспитание и развитие ребенка раннего возраста способствует формированию знаний и навыков, которые будут необходимы в школе для освоения более сложных знаний и умений, также в процессе раннего развития происходит психическое развитие ребенка раннего возраста. Оно поможет малышу, справляется с различными ситуациями в жизни.
Развивая ребенка с рождения, родители готовят его ко взрослой самостоятельной жизни. Здесь самое главное понимать, что ребенок — это личность, индивид со своими потребностями и желаниями. То, что хорошо для соседского мальчика может не подойти вашему крохе. При выборе направления раннего развития нужно учитывать особенности своего ребенка, его предпочтения и интересы. Старайтесь не указывать малышу кем ему быть и чем заниматься, не вешайте на него ярлыки. Процесс личностного развития очень гибок, за ним нужно постоянно наблюдать. Сегодня ребенка интересовали самолётики, а уже через пару месяцев он с восторгом изучает мир динозавров. Вам, как родителю, нужно уметь вовремя заметить перемены. Будьте наставником и другом для своего ненаглядного чада и тогда образование для него станет миром волшебных открытий.
Больше полезной информации найдете в нашем блоге .