Как нам понять, что есть искушение? И как искушает Бог?
«Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт.22:1,2).
Искушение – это с одной стороны испытание, а с другой – соблазн. Получается два рода, две категории, два способа искушения: искушение-испытание и искушение-соблазн.
Бог искушает – это значит, Он испытывает нас в жизненных ситуациях, чтобы утвердить нас в вере. Ставит нас в такие условия, в которых мы проявляем свой характер, чтобы мы увидели в нашем характере изъяны, невидимые ранее. Чтобы дать нам повод бороться с этими изъянами.
С другой стороны, Бог делает это, чтобы не дать греху завладеть нами. Как это произошло в ситуации с Иосифом и женой Потифара.
«И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» (Быт.39:7-12).
Господь поставил Иосифа перед выбором: уступить женщине, или отвергнуть ее нечестивое предложение. Иосиф ясно увидел зло и убежал от него, не позволив греху возобладать над собой.
Мы тоже оказываемся в разных ситуациях, когда приходится делать выбор. Часто, стоя перед выбором, мы тоже ясно видим зло, но при этом не бежим от него, а его-то как раз и выбираем. Нам нужно иметь мудрость и видеть, к чему приведет наш выбор.
Например, с соблюдением субботы. Когда руководство предприятия или учреждения приказывает выйти на работу в день Господень, у меня есть выбор, и я определяю, что есть добро и что есть зло. Выйдя на работу, я возможно принесу пользу обществу, послужу людям. Мне говорят: «Какое же это зло – работать в субботу!»
Действительно, кому я сделаю плохо, если выйду в субботний день на работу? Никому, кроме Господа и себя. Господу плохо оттого, что я нарушаю завет с Ним, и Он не может меня благословить. И мне плохо, потому что, нарушая завет, я лишаюсь Его благословения.
Господь сделал предельно ясное заявление: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх.29:8-10).
Насколько серьезно мы относимся к соблюдению четвертой заповеди Божьего закона? Ведь это главное испытание веры последнего времени вплоть до пришествия Христа. Не одежда, не пища, не что иное, а именно суббота. «Вопрос о субботе - это главное испытание, через которое предстоит пройти миру. Мы не должны придумывать для народа Божьего более сурового испытания чем то, что уже есть» (Э.Уайт «Избранные вести», т.3).
Бог испытывает нашу веру подобно тому, как Он испытывал веру Авраама на горе Мориа.
Но с другой стороны Бог не искушает никого. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:14).
Как это понимать? Искушает Бог или не искушает?
Бог искушает – это значит, Он испытывает нас в жизненных ситуациях.
Бог не искушает – это значит, Он не воздействует на наши низменные чувства, не подначивает нас: «Давай! Давай!» Не стремится ударить по больному месту или использовать наши природные наклонности к греху, как это делает искуситель.
Бог далек от того, чтобы Самому совращать нас к греху. Он умер, чтобы избавить нас от греха, от соблазна, от похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Поэтому Он не искушает нас через наши низменные страсти, но испытывает нашу веру, ставя нас определенные условия или ситуации.
При этом рассчитывает не на нашу тягу к греху, а на проявление всего того доброго, что мы имеем от Него в нашем характере.
В этом разница между искушением-испытанием и искушением-соблазном.
(изображение из открытых источников:яндекс-картинки)