У российской анимации всегда были трудные задачи: пробиться в прокат, осваивать современные технологии быстро развивающего искусства и вырастить достойную смену.
За первую задачу взялась кинокомпания «Мельница». Стартовав в конце 90 – х годов, она поначалу ориентировалась на телевидение. Проект из 26 серий для НТВ «Приключения в Изумрудном городе завершился только четырьмя. С полнометражным фильмом «Карлик Нос» «Мельница» рискнула выйти на киноэкраны. Хотя получить прибыль от затратной анимации казалось тогда безнадежным делом.
В 2003 году на студию пришло письмо от студента из Днепропетровска с отрывком сценария о приключениях Алёши Поповича, переделанных на современный лад. Идея понравилась, студия решила перейти на «российский фольклор».
До 2010 года кинопрокатчики неохотно выделяли вечерние сеансы для показа мультфильмов. После проката мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица» ситуация начала меняться. Фильм «Иван Царевич» и серый волк» в 2012 году стал лидером проката. Так «Мельница» изменила отношение к российской мультипликации, ее признали достойным соперником американских хитов.
Именно на студии «Мельница» снимались лучшие фильмы К. Бронзита. Это потрясающий мастер комедийной анимации. Фильм «На краю света» был удостоен 70 наград фестивалей. Лента «Мы не можем жить без космоса» вошла в шорт - лист премии «Оскар» 2020 года.
Но самое время вспомнить о студии – школе «Шар». Именно она смогла выполнить две остальные задачи: освоение разнообразных технологий анимации и воспитание молодых талантов. Школу-студию «ШАР» организовали в 1993 году Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Андрей Хржановский и Фёдор Хитрук. Ее можно с полным правом назвать приемником школы советской анимации.
За время существования студия «Шар» сняла более 100 фильмов. На фильмах студии во многом держится авторитет России в международной анимации. Здесь снималась знаменитая «Русалка» Петрова (номинация на премию «Оскар»). На фестивале в Анесси в этом году призом жюри удостоена лента художественного руководителя студии А. Хржановского «Нос или заговор не таких».
Молодые мастера анимации, чьи фильмы смотрели в июле на Большом фестивале мультфильмов, в этом году он шел онлайн - это во многом студия «Шар». На учебу в «Шар» может поступить любой, кто докажет , что достоин учиться в этой студии. Но бывает и такое: автор мультфильма «Крот на пляже» Анна Кадыкова поначалу просто работала у знаменитого мультипликатора Максимова, в студии «Шар». Просто сканировала кальки, раскрашивала картинки, собирала сцены.
И внимательно слушала шутки. Когда кто – то сказал, что крот может пойти на море, Анне шутка понравилась, и она взялась делать уже свою картину. И еще училась в студии. А это не просто. Режиссеру авторской анимации нужно быть сценаристом, художником, монтажером. И главное не расставаться с фантазией. Вот это позволяет сохранять молодость до глубокой старости. Анне Кадыковой сейчас 30, а на вид 15 – 20. Словом, ей нельзя снимать фильмы 18+, могут не пустить в зал.
Владимир Жерехов