В нашумевшем фильме «Игла» есть знаменитая сцена. Моложавый Виктор Цой спускается из полутьмы покрытого пентафталевой краской зелёного вагона обычного российского поезда, открывается залитая солнцем платформа города Алма-Ата. Раскинув ноги, утвердился на асфальте. Взглядом устремляется вверх и вдаль – прямо на свет, весело щурится. Обнажив зубы, на его лице расползлась улыбка, какая бывает у людей человека, так вдруг свободных ото всего.
Но тут к нему подскакивает проводница: женщина средних лет, белая рубашка на все пуговицы, форменные галстук и синий берет, завитки коротких, ярко-крашенных волос. Не церемонясь, та хватается за него, трясёт за плечо, допытывается о чем-то, пытаясь с антресоли своего небольшого росту заглянуть ему в лицо.
А вы откуда с нами едете? А на посадке я вас не видела! А билет ваш где? Молодой человек? А? А?!
Но последнему герою до ее настойчивых попыток нет никакого дела. Плечо равнодушно качается под строгой рукой, а взгляд всё туда же, и улыбка всё так же широка.
Наконец, терпение взволнованной женщины, всей душой обязательной до порядка в ее вагоне и охочей до возникновения всякого рода эксцессов, чтобы тут же эти самые эксцессы ликвидировать, установив вновь порядок, не выдерживает такого апатичного безразличия к ее власти. Она, наконец, двумя руками толкает строптивца в бок, несильно, но уверенно.
И в ответ на этот смелый выпад, она получает один только жест – прямо у ее лица материализуется вдруг вытянутый средний палец. Парень уходит так и не взглянув.
Как же появилась эта харизматичная сцена? Режиссер фильма Рашид Нугманов во время съемок неотступно придерживался правила: первый дубль всегда самый удачный. Как говорят, все снималось с первого раза. Второй и третий дубли делали только иногда, и то на тот случай, если с пленкой случится какая-нибудь беда. Кроме того, многие эпизоды в сценарии были прописаны в самом общем виде, тезисно. Поэтому, неудивительно, что актеры много импровизировали.
Так вот и об этой сцене в тексте сценария значилось совсем немного: "Цой, приезжает на вокзал, вступает в конфликт с проводницей, затем уходит". Поразмыслив минуту, как же изобразить наглого пассажира, Цой предложил режиссеру: “Чего мне с ней разговаривать? Давай я ей просто средний палец покажу!”.
Так и сняли.