Эмоции играют большую роль при формировании настроя на учёбу. О том, как мотивировать ребёнка учиться, в рамках онлайн-марафона «Учимся вместе! Учим с любовью!» мы поговорили с Викторией Шиманской, российским экспертом по развитию эмоционального интеллекта.
Виктория Шиманская знает об эмоциональном интеллекте всё, и это не преувеличение. На её вебинарах и выступлениях даже родители активно включаются в выполнение упражнений, которые активизируют наше сенсорное восприятие. Виктория — доктор психологии, автор книг «Где живут эмоции» и «Коммуникация», преподаватель МГИМО, МИП, создательница академии современных родителей SKILLFOLIO.
Этап 1. Я чувствую
Для того чтобы ребёнок активно включился в процесс обучения, необходимо задействовать все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Например, посмотреть на цвета вокруг, послушать звуки, изучить запахи, попробовать на вкус, сделать короткие упражнения.
Ещё один важный лайфхак — создание собственных ритуалов перед учёбой. Ребёнок смотрит, удобно ли он сидит, поправляет лампу, пишет задачу на стикере, ставит таймер, берёт красивый карандаш и тому подобное. Как только ребёнок несколько раз повторит осознанно эти ритуалы, у него сформируется своеобразная «нейронная дорожка», которая будет ассоциировать эти ритуалы с началом учёбы. Также нужно придумать ритуалы завершения учёбы.
Этап 2. Я хочу
Я хочу — это глубокое понимание ребёнком того, для чего ему нужно это знание. Сформировать желание ребёнка учиться в младших классах помогают игровые моменты, погружение в приключение, небольшой рассказ (например, сейчас мы погружаемся в первобытный мир). Для ребят, которые учатся в средних и старших классах, можно использовать интересные факты или спросить их, как они представляют себе будущее, привести реальные примеры, почему то или иное знание помогает в жизни.
Этап 3. Я знаю
Чаще всего мы проскакиваем два предыдущих этапа, сразу погружая ребёнка в процесс обучения. Передать ребёнку знания помогают разные виды контента. Например, можно прочитать фрагмент «Войны и мира» и попросить написать сочинение на основе этого фрагмента. Мы передаём ребёнку не только сами знания, но и модель познания (способы, как мы это изучили), например, можно представить предмет изучения в виде схемы, прочитать, посмотреть урок, сходить в музей, сделать комикс и так далее. Главное — недостаточно общаться с ребёнком через только одну модель познания, нужно использовать несколько моделей.
Этап 4. Я умею
Помимо знаний ребёнку важно понимать, какие навыки он получил, что он теперь умеет — «Я теперь знаю, как сказать на английском это слово, где находится Мадагаскар» и так далее. Можно использовать доску со стикерами, на которой ребёнок будет переклеивать стикеры со своими навыками.
Этап 5. Я делаю
Благодаря знаниям, навыкам и использованию моделей познания ребёнок учится принимать решения, что особенно важно в ситуациях неопределённости. Он понимает, для чего ему нужны знания, и применяет их на практике.
Сделать процесс обучения действительно интересным для ребёнка в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» помогает индивидуальный образовательный маршрут. ИОМ составляется на основе теста Skillfolio, разработанного совместно с Викторией Шиманской. Результаты теста помогают узнать, насколько у ребёнка развита память, внимание и эмоциональная сфера, что ему интересно. Индивидуальный образовательный маршрут даёт понимание, над развитием каких навыков необходимо работать и какая профессиональная роль больше всего ребёнку подойдёт.
Используете ли вы эмоции в обучении ребёнка? Как у него обстоят дела с мотивацией к учёбе?