Ротация товара в магазине – что это такое?
Ротация товара – это расположение самых старых товаров на полках так, чтобы они продавались раньше тех, что прибыли позже.
Например, в продуктовом магазине более старые товары помещаются на переднюю часть полки. Идея в том, что клиент выберет первые попавшиеся (наиболее удобно стоящие) товары с передней стороны полки. А следовательно – старый товар приобретается раньше, чем выходит его срок годности.
Важно! По статье 14.8 КоАП предусмотрен штраф для сотрудников магазина, продающих просроченный товар или продукцию ненадлежащего качества, а также для компании. Если торговая сеть крупная, то наказание доходит до сотен тысяч рублей. Например, в конце 2018 года «Ленту» оштрафовали на 300 тысяч за просроченные пачки молока.
Ротация продуктов с небольшим периодом хранения важна во всех областях – на витринах, на складе и даже на производстве. Она снижает потери и от морального износа.
Например, фабрика по производству одежды, не используя принцип ротации, может случайно оставить коллекцию одежды на складе. И через полгода она станет устаревшей.
В идеале компания должна чередовать товары по принципу FIFO (first in, first out - (англ.) первый вошел, первый вышел). Однако при учете стоимости запасов и стоимости проданных товаров магазин может использовать допущение в потоке запасов LIFO (последний пришел, первый вышел) при некоторых условиях:
- товар является одним из самых продаваемых, и он в дефиците на полках;
- продукт имеет срок годности один день.
Последний вариант – булочная, которая позиционирует себя как место, где продается только свежий хлеб. На витрине он лежит в любом случае один день. Вчерашнюю выпечку реализуют со скидкой в 50%, и она заканчивается к обеду благодаря экономным пенсионерам.
Вести учет товаров и устанавливать автоматические скидки по расписанию можно в товароучетной программе Бизнес.Ру. С ней вы можете проводить инвентаризацию, перемещать излишки между магазинами, подсчитывать рентабельность продукции и анализировать прибыль.
Отметим, что понятие ротации используется не только в торговле. Например, менеджер в магазине может выступать за ротацию кадров – изменение должностных обязанностей. Это делается, чтобы избежать рутинности для членов коллектива.
Плюсы и минусы ротации
К положительным сторонам ротации в магазине относят:
- возможность избежать просроченного товара;
- экономия на утилизации;
- увеличение выручки;
- положительное впечатление от обновления ассортимента;
- регулярная сортировка товара в поисках испорченного.
Например, ежедневная ротация необходима, если магазин продает свежие овощи, ягоды или фрукты, чтобы избавляться от гнилых продуктов.