Порядок избрания депутатов Национального конгресса Бразилии отличается от большинства знакомых нам. Предлагаю посмотреть на ключевые особенности избирательной системы Бразилии и подумать, возможно ли ее применение в российских реалиях.
Порядок избрания депутатов Палаты депутатов Национального конгресса
Общее число депутатов Национального Конгресса Бразилии, а также число представителей от 26 штатов и одного федерального округа зависит от населения регионов. При этом количество депутатов должно быть не меньше 8 и не больше 70. Территории (которых в настоящее время нет в составе Бразилии) должны избирать четверых депутатов. Сейчас общее число депутатов составляет 513.
Депутаты Национального Конгресса избираются на 4-летний срок по пропорциональной системе с открытыми списками:
Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов, а не за партию в целом. При этом каждый штат и федеральный округ представляют собой отдельный избирательный округ, внутри которого между партиями распределяется от 8 до 70 мандатов.
Распределение происходит по особой модификации метода Д’Онта, при котором места в парламенте могут получить только партии или коалиции, набравшие хотя бы минимальное необходимое число голосов, равное частному общего числа поданных голосов и числа мест в Палату депутатов от штата.
Главной особенностью открытых списков является то, что избиратели сами решают, кто от партии пройдет в парламент. В частности, в 2010 году известный на всю Бразилию комик Франсиско Силва по прозвищу «Ворчун» был избран депутатом со своей протестной повесткой, став втором по числу полученных голов в истории (1 348 295 голосов – 6,3%). Выдвигался от Республиканской партии Бразилии.
Несмотря преимущества подобной системы (должна вести к лучшему представительству интересов жителей отдельных штатов) она вызывает целый ряд проблем, связанных с пере- и недопредставительством. Дело в том, что распределение мест для штатов рассчитывается на основании переписи населения, проводимой Бразильским институтом географии и статистики раз в 10 лет. Согласно действующему распределению, один депутат представляет в среднем 362 013 граждан.
В результате этого получается, что самый большой по численности жителей штат – Сан-Паулу обладает всего 70 депутатами при положенных 110 (без наличия ограничений). Если Сан-Паулу (почти 40 млн) недопредставлен на 37%, то самый маленький штат – Рорайма (425 тыс.) представлен аж на 681%. Это же относится ко многим штатам с представительством в 8 депутатов. Следствием подобной системы становится сильная фрагментация парламента, в результате чего возникает необходимость договариваться и создавать коалиции.
Применима ли подобная система в России?
Если отвечать на этот вопрос совсем кратко, то да, вполне применима. Россия, как и Бразилия, с некоторыми оговорками является федерацией. В России, как и в Бразилии двухпалатный парламент, верхняя палата которого представляет непосредственно регионы, а нижняя – самих граждан. До выборов в Государственную Думу в 2016 году также применялась пропорциональная система.
По итогам голосования всегда происходят бурные обсуждения, что различные регионы голосуют по-разному: кто-то (как, например, республики Северного Кавказа или Поволжья) голосует преимущественно за Единую Россию, ряд регионов Дальнего Востока – за ЛДПР, области в центральной России больше других поддерживают КПРФ. При этом голоса (вне зависимости от населения) идут в общую копилку, следовательно, распределение предпочтений жителей конкретных регионов размываются и получается средняя температура по больнице.
Бразильская система помогла бы решить эту проблему, обеспечив регионы представительством, более соответствующим распределению голосов избирателей. Однако в чистом виде в России она не применима, так как у нас регионов больше как минимум в 3 раза. Следовательно, нужно искать такие административные единицы, число которых меньше, но при этом они объединяют регионы, обладающие общими сходными признаками. И такие единицы есть – федеральные округа. Сейчас их всего 8, а субъекты в их составе отличаются относительной гомогенностью электоральных предпочтений.
Будет ли похожая система применена на практике? Маловероятно. Но в случае, если это произойдет, мы получим более справедливое распределение мест в Государственной Думе, зависящее как от плотности населения в регионе, так и от непосредственно предпочтений избирателей.
Как вам эта необычная бразильская избирательная система? На ваш взгляд, возможно ли ее хотя бы теоретическое применение в России? Стало бы представительство регионов в Думе более справедливым, или, наоборот, стало бы только хуже?