Давно это было. В середине 50-х годов XX века я училась в педагогическом институте им, А.И. Герцена на географическом факультете. Одним из интереснейших предметов у нас была астрономия. Занимаясь мирным трудом, люди мечтали о лучшем будущем. В те годы много говорили о К.Э. Циолковском. Его книги о покорении космоса были очень популярны. На лекциях нам ученые рассказывали о создании космических аппаратов, о возможности изучения вселенной.
И вот радостная весть облетела весь мир: «В Советском Союзе 4 октября 1957 года запущен в космос первый искусственный спутник Земли». Уже полвека прошло с той поры, большие достижения свершились в покорении космоса. Но дата 4 октября 1957 года - незабываема.
Работая в средней школе военного городка пос. Горелово, я наряду с географией несколько лет вела уроки астрономии в выпускных классах. Дополнительный материал по темам к урокам можно было найти в журналах, газетах. Ребята готовили интереснейшие выступления о планетах, о работах ученых по исследованию вселенной.
И, конечно, великим достижением науки и техники был запуск космического корабля «Восток-1» с человеком на борту.
День космонавтики - 12 апреля 1961 года отмечается во всем мире ежегодно. Указ об этом издан 9 апреля 1962 года. А в день полета Ю.А. Гагарина народ ликовал, был настоящий праздник.
Я помню, что в тот день у меня по расписанию занятия начинались с третьего урока. Я была дома, слушала радио. Узнав о полете ЮА Гагарина, сразу пошла в школу, сообщила всем такую радостную весть. Что было...!!! На перемене выбежали на улицу (12 апреля был теплый ясный солнечный день), кричали «УРА!», ждали новых сообщений по радио.
Прошли годы. В городе Калуге создали прекрасный музейный комплекс, посвященный исследованию космоса. А в доме, где жил К.Э.Циолковский, открыли мемориальный музей великого ученого.
Летом 1969 г. я с группой ребят из школы организовала туристическую поездку по Центральной России. Мы побывали в Москве, подробно ознакомились с материалами о космосе на ВДНХ и съездили в Калугу. Тогда свободно можно было договариваться с детскими турбазами. После многочисленных экскурсий, очень довольные поездкой, вернулись домой.
А 1-го сентября 1970 г. в Горелове начала работу новая школа, ныне № 391. Краеведческая работа тогда была посвящена изучению предприятий своего края. Уже работал в Горелове институт ВНИИТрансмаш. Родители многих учеников были специалистами этого предприятия. Но полностью знать о деятельности института было нельзя. Большая часть информации была засекречена. И только после запуска «Лунохода-1» стало известно, что одним из направлений работы института является освоение космоса. В начале 70-х годов руководство института было тесно связано с центральным управлением конструкторов, изучающих космос. В институт неоднократно приезжал СП. Королев.
В последнее время можно говорить о деятельности института: вышли буклеты, книги. Я проводила по профориентации ребят встречи с ведущими специалистами института. Мы посещали вычислительный центр, музей. Узнали много интересного.
ВНИИТрансмаш готовится отметить 60-летие своей деятельности. На основе документов, бесед с представителями руководства института написана большая статья об одном из крупнейших научных центров Санкт-Петербурга.
Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения
ВНИИТрансмаш основан в 1949 году как головной институт по проектированию и производству бронетанковой техники (до 1966 года - ВНИИ-100, с 1993 года - ОАО «ВНИИТрансмаш). Основу института составил коллектив опытного завода, разрабатывавшего в годы Великой Отечественной войны первоклассные танки и самоходные артиллерийские установки.
Институт прошел путь от сравнительно небольшой организации, размещенной на территории Кировского завода, до комплексного научного центра транспортного машиностроения с современной экспериментальной и производственной базой, расположенного в просторных корпусах пригорода Санкт-Петербурга - Горелово.
Строительство института в Горелове началось в 1961 году. Были возведены инженерные, испытательные и производственные корпуса. С 17 апреля 1962 года ВНИИ полностью разместился в поселке Горелово.
В 1963 году институт посетил академик СП. Королев. Он хотел лично познакомиться с работой института. Институт Королеву понравился. Но еще больше понравился ему директор Старовойтов B.C., которому он и поручил разработку движителя лунохода. Организаторский талант Старовойтова, его эрудиция и хорошее знание людей позволили ему сформировать сильный научно-исследовательский коллектив во главе с А.Л. Кемурджианом.
Вот как об этом рассказывал сам B.C. Старовойтов:
«СП. Королев хотел с нами лично работать. На мой вопрос, каким должен быть движитель лунохода - гусеничным или колесным, он ответил, что мы в этом разбираемся лучше всех, что он дает лишь габариты, вес и энергетику.
Мы спросили, каково будет поведение редукторов, колес и масел в условиях Луны. Он сразу не ответил, а попросил меня приехать к нему в Подмосковье. Я приехал. Сергей Павлович многое мне показал, а потом подвел к шарообразному космическому кораблю, к которому был прикреплен специальный цилиндр диаметром около 800 мм и длиной около двух метров. Этот цилиндр предназначался для планируемого впервые выхода в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Королев предложил нам спроектировать, изготовить, поставить и смонтировать в габаритах этого цилиндра несколько вариантов конструкций редукторов, колес и масел. Но нам не понадобились эти цилиндры. Талантливый коллектив решил эту задачу по-иному.
Последний раз мы беседовали с СП. Королевым 30 декабря 1965 года. Он позвонил мне и предложил расширить наши связи, составить план совместных работ на будущий год. Я, естественно, согласился. А 14 января мы узнали о его смерти».
По рекомендации СП. Королева институт начал заниматься созданием подвижных транспортных средств и оборудования для космических исследований. Возникло новое направление в работе - создание космической техники. Была поставлена задача: разработать самоходное шасси для передвижения по Луне. 17 ноября 1970 года на поверхность Луны был доставлен первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1», шасси которого со всеми системами, осуществлявшими и обеспечивавшими его безопасность, было разработано и изготовлено во ВНИИТрансмаш. Луноход сошел с посадочной ступени на поверхность Луны и проработал 10,5 месяцев. Было получено около 20 тысяч снимков. Изучался рельеф, свойства грунта, составлялась карта местности. 30 сентября 1971 года Луноход прекратил работу. «Луноход-1» остался в Море Дождей как памятник первому космическому вездеходу, С 16 января по 4 июня 1973 года на Луне работал «Луноход-2», шасси которого было доработано в институте по результатам эксплуатации первого Лунохода. Он прошел расстояние в 3,5 раза большее, чем первый аппарат. Работы велись в Заливе Лемонье. Деятельность ВНИИТрансмаш по созданию Луноходов была высоко оценена.
Перед учеными стояли новые задачи по изучению космического пространства. Были разработаны, изготовлены и испытаны ходовые макеты планетоходов с различными типами движителей для планетоходов. Создан автоматический подвижный аппарат для исследования поверхности спутника Марса Фобоса, вошедший в состав космического аппарата «Фобос-2». Создан прибор для определения физико-механических свойств и электрического сопротивления поверхностного слоя грунта Венеры. Испытания проходили на Камчатке у вулкана Толбачик.
В 1986 году в сжатые сроки было разработано оборудование для ликвидации аварии на Чернобольской АЭС - роботизированный комплекс «Клин-1» и специализированный транспортный робот СТР-1.
Комплексом «Клин-1» выполнялись работы по разборке завалов и очистке территории, перемещение зараженного грунта, загрузка контейнеров радиоактивными отходами и их транспортировка к местам захоронения, дозиметрическая и визуальная разведка территории. Работа комплекса признана эффективной. Транспортный робот СТР-1 создан на базе опыта, полученного при проведении работ по планетоходам. Включал в себя самоходное шасси с приборами и оборудованием, обеспечивающими движение, радиотелевизионный комплекс для дистанционного управления и бульдозерный отвал для дезактивации территории. Два робота СТР-1 отработали на кровляхЧАЭС более 200 часов, при этом было удалено с кровель более 90 т радиоактивных материалов, что позволило исключить привлечение к работам в опасных зонах более 1000 человек.
Конверсия оборонных отраслей промышленности непосредственным образом коснулась ОАО «ВНИИТрансмаш». В период 1990-2004 гг. выполнен значительный объем работ по созданию и освоению производства гражданских видов продукции. На базе снимаемой с вооружения бронетанковой техники были созданы и совместно с танковыми заводами производились:
- гусеничный универсальный тягач для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий и крупных аварий;
- мобильная пожарная машина для тушения пожаров на лесобиржах, нефтехранилищах, промышленных и гражданских объектах;
- мобильный подъемный кран грузоподъемностью 16 т для работы на местности, недоступной автомобильным кранам;
- бронированная медицинская машина для оказания медицинской помощи пострадавшим в экстремальных условиях, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
- комплекс лесохозяйственных машин, включающий погрузочно-транспортную машину для сбора, погрузки, транспортировки и складирования лесоматериалов.
Институт выполняет заказы различных фирм и агентств для международных исследований космоса.
Значительный объем работ выполнен институтом для городского пассажирского транспорта и коммунальных служб городов.
Сегодня ОАО «ВНИИТрансмаш» - это комплексный научно-исследовательский, конструкторский, испытательный и производственный центр машиностроения.
Институт является членом Российской Академии ракетных и артиллерийский наук, Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. При институте создан научно-технический центр академии, работают филиалы кафедр Балтийского Государственного Технического Университета и СПб Государственного Политехнического Университета.
За большие заслуги в создании и освоении производства новой техники институт награжден орденом Трудового Красного Знамени. Многие сотрудники института удостоены государственных премий. Орденами и медалями награждено более 500 человек.
Выдающиеся ученые, связанные с работой «ВНИИТрансмаш»
Начало штурма космоса ...
Дерзновенные свершения на этом нелегком пути - труд многих тысяч и даже миллионов людей, внесших свой вклад в это важное для всего человечества дело. Но среди этих миллионов были и самые первые. Те, кто задолго до стартов космических ракет продумывал их компоновку, проектировал и создавал двигательные установки, системы управления и траекторных измерений, наземные пусковые сооружения...
«Большая шестерка» - так называли самых первых специалистов, входящих в Совет Главных конструкторов. Поименно это - СП. Королев, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И, Кузнецов, НА, Пилюгин, М.С. Рязанский.
13 мая 1946 года было принято правительственное решение о создании ряда научно-производственных центров по ракетостроению, возглавить определенные направления работ было поручено именно им.
Каждый из этой шестерки дополнял друг друга. Каждый трудился на избранном поприще, каждый хорошо знал свое дело, занимал место в едином строю. Совещания получили название «Совет Главных». Важно было хорошо представлять себе, какая техника необходима человеку для штурма космических скоростей и высот.
Они не мыслили себя друг без друга. И никогда не пытались выяснять, кто из них самый главный.
Меняется поколение главных конструкторов. После успешных стартов «Энергии» и испытаний корабля «Буран» мы узнали новые имена. Но те, самые первые, вошли в летопись космонавтики навсегда.
Академик Николай Алексеевич Пилюгин (1908-1982)
Выдающийся ученый и конструктор в области ракетно-космической техники.
Н.А. Пилюгин родился 18 мая 1908 года в Красном Селе Ленинградской области, в семье крестьянина, был рабочим - подручным слесаря. После окончания в 1935 году Московского высшего техническогоучилища им. Н.Э. Баумана работал конструктором по созданию авиационной техники, а с 1946 года главным конструктором в области ракетно-космической техники.
Длительное время работал совместно с Сергеем Павловичем Королевым. Яркий талант и большие знания во многих областях науки и техники позволили ему создать творческий коллектив. Имел большой авторитет и пользовался заслуженным уважением у всех, кто работал с ним.
Всю свою жизнь он посвятил служению Родине.
За выдающиеся заслуги перед Родиной он был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден многими орденами и медалями.
Умер 2 августа 1982 года.
Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979)
Родился 26 февраля 1908 г. в Павлограде Екатеринославской губернии (Днепропетровской области).
Ж.Я. Котин - выдающийся главный конструктор тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок, доктор технических наук (1943 г.), профессор (1948 г.), генерал-полковник инженерно-технической службы, заслуженный деятель науки и техники (1968 г.). С мая 1937 г. Ж.Я. Котин возглавляет танковое конструкторское бюро (СКБ-2) на ленинградском Кировском заводе и руководит проектированием тяжелых танков.
За годы войны под руководством ЖЯ. Котина разработаны и поставлены на производство четыре типа тяжелых танков и четыре самоходных артиллерийских установки. Танки ИС-3 были сильнейшими в мире.
В феврале 1946 г. Ж.Я. Котин назначается главным конструктором Кировского завода в Ленинграде. Одновременно он руководит филиалом Опытного завода № 100, являясь его директором и главным конструктором. В июне 1949 г. на базе филиала завода № 100 образуется танковый научно-исследовательский институт ВНИИ-100, а Ж.Я. Котин назначается его первым директором.
ВНИИ-100 приобрел свое лицо, сформировавшись, как объединение ведущих специалистов танковой техники.
Большинство сотрудников института пришли из заводских КБ и производств, пройдя суровую школу практической деятельности в период Великой Отечественной войны.
Под руководством Ж.Я. Котина на ленинградском Кировском заводе велись разработки тяжелых ВГМ (военно-гусеничные машины) и самоходных ракетных комплексов, а также машин гражданского назначения (трелевочный трактор КТ-12, антарктический вездеход «Пингвин», колесный трактор К-00).
Ж.Я. Котин успешно занимался и преподавательской деятельностью. Будучи профессором и заведующим кафедрой Ленинградского политехнического института, много внимания уделял подготовке научных кадров во ВНИИТрансмаш.
Ж.Я. Котину присвоено звание Героя Социалистического труда в 1941 году. Он награжден многими орденами и медалями, лауреат Государственных премий. Именем Ж.Я. Котина названа улица в Красносельском районе.
Старовойтов Василий Степанович (1919-2002)
Родился 21 января 1919 г. в деревне Моро-зев ич и Гомельской области Белоруссии.
22 июня 1941 года Василий Старовойтов сдавал свою последнюю мирную сессию, будучи студентом-дипломником танкового факультета Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана. А уже третьего июля вся его группа в полном составе была распределена в г. Челябинск на тракторный завод. Первая запись в трудовой книжке сделана 22 июля и гласит: «Принят в ГСКБ-2 (Государственное специализированное конструкторское бюро) на должность конструктора 1 категории».
С началом войны завод, продолжая выпуск тракторов, провел перестройку цехов и стал налаживать выпуск тяжелых танков. В конце июня на ЧТЗ прибыли из Ленинграда специалисты-танкостроители.
Слияние двух прославленных коллективов - ленинградского и уральского заводов - позволило создать мощный центр по производству тяжелых танков - ЧКЗ (Челябинский Кировский завод - знаменитый на всю страну «Танкоград»). Рабочий день большинства рабочих и инженерно-технических работников продолжался 11 часов, выходных дней не было. Вместе со всеми трудился и Василий Старовойтов. Жили в общежитии на казарменном положении. В основном, все время проводили в конструкторском бюро за чертежами и в сборочном цехе.
Старовойтов В.С. участвовал в работах по модернизации танков KB, в создании самоходной артиллерийской установки СУ-152, в разработке литой башни для самого мощного танка второй мировой войны ИС-3.
В июле 1943 года В.С. Старовойтов в качестве представителя завода был прикомандирован к сформированному полку самоходных артиллерийских установок СУ-152, с которым участвовал в боевых операциях на Курской дуге, выполняя задачу оказания помощи воинской части в освоении этой техники.
На Челябинском Кировском заводе занимал последовательно должности ведущего инженера-конструктора, руководителя конструкторской группы.
Получил диплом инженера в Челябинске в 1947 г.
В феврале 1948 года B.C. Старовойтов был откомандирован в Ленинград для работы конструктором в филиале завода № 100. С 1949 года работал ведущим конструктором ВНИИ-100. Он работал под руководством выдающихся ученых-конструкторов, таких как ЖЯ. Котин, Н.Л. Духов и другие.
Участвовал в разработке ряда крупных научно-исследовательских и конструкторских тем, в том числе в создании уникального четырехгусеничного танка. В январе 1960 г. приказом председателя Госкомитета по оборонной промышленности СССР назначается директором ВНИИ-100. В.С. Старовойтов -доктор технических наук (1973 г.), профессор (1981 г.). Полученный опыт конструкторской, производственной и организаторской деятельности позволил ему добиться значительных успехов в развитии института и в усилении его роли и авторитета как головного научного учреждения отрасли. Укрепилась связь с заводскими конструкторскими бюро (КБ) отрасли.
Большое место в деятельности B.C. Старовойтова в этот период занимало участие института в создании танка нового поколения Т-64.
В целях дальнейшего развития института под руководством B.C. Старовойтова в 1962 г. был осуществлен переезд института в пос. Горелово Ленинградской области. Проведено большое строительство, построен ряд корпусов для размещения КБ, производственных подразделений и лабораторий.
Получает развитие инфраструктура Красного Села и Горелова. В Красном Селе по улице Массальского (бывшая ул. Типано-ва) вырос жилой массив с детским садом и общежитием квартирного типа. В Горелове Заречная улица была застроена жилыми домами, появились детский сад и ясли, начинается строительство спортивного комплекса «Пингвин», строятся пионерлагерь под Лугой, база отдыха в Отрадном, организуется зона отдыха на Черном море в Гизель Дыре под Туапсе.
Под руководством Старовойтова институт стал научным центром, обладающим уникальным экспериментальным оборудованием. Одно из новых направлений в деятельности института - разработка шасси лунохода. В течение 1963-1969 гг. было разработано, изготовлено и поставлено заказчику самоходное шасси лунохода, («Луноход-1» и «Луноход-2»). Они успешно работали на Луне в 1970 и 1973 гг. Это был триумф советской науки и техники.
Доктор технических наук, профессор B.C. Старовойтов - автор 154 научных трудов и 18 изобретений. Он лауреат Ленинской премии (1967 г.), награжден орденами и медалями, среди них медаль СП. Королева, которой он особенно дорожил. В год своего 80-летия, в 1999 году, он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Скончался В.С. Старовойтов 29 марта 2002 года, похоронен на Никольском Кладбище Александро-Невской лавры рядом с дочерью - известным политическим деятелем Г.В. Старовойтовой.
Исаков Павел Павлович (1918-1999)
Родился 11 января 1918 г. в Ленинграде. В 1941 г. окончил с отличием МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Танкостроение».
Трудовую деятельность начал в 1941 г. Инженером-конструктором на Челябинском тракторном заводе. В 1943 г. переходит на Опытный завод № 100 в Челябинске, где продолжает работать инженером-конструктором до декабря 1945 г. В этот период П.П. Исаков принимал участие в разработке конструкции и освоении производства, а также модернизации тяжелых танков КВ-1С, КВ-85, самых мощных танков второй мировой войны ИС-2, ИС-3 и самоходных артиллерийских установок ИСУ, прозванных в народе «Зверобоями» - грозного оружия минувшей войны.
В декабре 1945 г. П.П. Исаков был переведен на работу старшим инженером-конструктором в Ленинград (филиал завода № 100). В период 1949-1951 гг. работает начальником отдела ВНИИ-100, а в 1951 г. назначается заместителем главного конструктора Ленинградского Кировского завода, где работал до марта 1953 г. Все эти годы П.П. Исаков непосредственно участвует в разработке новых изделий для бронетанковой техники - тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П.
В1953 г. назначается главным конструктором государственного специализированного конструкторского бюро ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода (ЧТЗ).
С приходом П.П, Исакова на ЧТЗ под его руководством начинается бурный творческий этап создания и разработки принципиально новых в мировой практике объектов бронетанковой и артиллерийской техники. В их числе: новый вид вооружения - боевая машина пехоты БМП-1, за создание и организацию производства которой П.П. Исаков получил высокое звание лауреата Ленинской премии (1967 г.). Эта машина стала новым словом в отечественном танкостроении, намного опередив разработки ведущих зарубежных стран. На ее базе были также впервые созданы и приняты на вооружение подвижные разведывательные пункты ПРП-3, ПРП-4, командирские машины управления БМП-1К (командирская) и БМП-1КШ (командно-штабная). В ГСКБ-2 были созданы опытные образцы принципиально новых изделий: низко силуэтного ракетно-пушечного танка с газотурбинным двигателем ГТД-700 (изделие 775Т), боевой машины пехоты с газотурбинным двигателем ГТД-400 (изделие 764), а также началась разработка макетных образцов боевой машины поддержки танков (изделие 776).
В это же время коллектив ГСКБ-2 создает с использованием ряда танковых узлов и систем самый мощный и надежный в нашей стране дизель-электрический трактор ДЭТ-250, получивший три золотые медали на выставках в России и за рубежом.
Руководимый П.П. Исаковым коллектив ГСКБ-2 внес весомый вклад в дело развития прогресса отечественного машиностроения, его всегда отличали новаторство и смелость технической мысли.
В июне 1974 г. П.П. Исаков назначается директором ВНИИТрансмаш, в котором проработал до 1987 г. П.П. Исаков - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники, видный ученый отрасли, крупный специалист в области теории, расчета и конструирования военных гусеничных машин. Много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр.
В этот период его деятельности завершается строительство уникального испытательного климатического комплекса, не имеющего аналогов, прогрессирует стендовая научно-исследовательская база, строятся общежития в Красном Селе и Горелове, ведется жилищное строительство по улице Освобождения и Красносельскому шоссе, завершается строительство Спортивного комплекса в Горелове.
Под научным руководством П.П. Исакова ВНИИТрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках всех новых ВГМ. В 1986 г. руководил разработкой отечественных роботизированных комплексов «Клин-1» и «Клин-2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
П.П. Исаков придавал большое значение подготовке научных кадров. При его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИТрансмаш и созданы филиалы кафедр Лен и н -градского политехнического и Ленинградского механического институтов. Он - автор более 60 научных трудов и 39 изобретений.
П.П. Исаков лауреат Ленинской премии (1967 г.), ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (1971 г.), награжден пятью орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, и многими медалями.
Кемурджиан Александр Леонович (1921-2003)
Родился 4 октября 1921 г. во Владикавказе. В 1940 г. поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, а в 1942 г. добровольно ушел на фронт.
В 1951 г. окончил с отличием транспортный факультет МВТУ им. Н.Э. Баумана.
В 1963 г. назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход», а в 1969 г. - заместителем директора, главным конструктором института. Под руководством А.Л. Кемурджиана во ВНИИТрансмаш сложился коллектив, работающий по космической тематике, сформировалось новое направление - космическое транспортное машиностроение, разработаны основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.
Основными вехами в деятельности этого коллектива является создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси для луноходов - «Луноход-1» (1970 г.) и «Луно-ход-2» (1973 г.), создание и поставка подвижных приборов для исследования поверхности Марса и Фобоса, создание и успешная эксплуатация на Венере прибора для исследования физико-механических свойств грунта.
Испытания проходили на искусственном полигоне ВНИИТрансмаш, на естественных полигонах Камчатки и Средней Азии.
А.Л. Кемурджиан - участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
С 1991 г. А.Л. Кемурджиан - главный научный сотрудник ВНИИТрансмаш. Он - профессор (1971 г.), автор более 200 научных трудов. А.Л. Кемурджиан стоял у истоков международного сотрудничества ВНИИТрансмаш по космической технике и робототехническим системам и хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах.
В 1997 г. решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы № 5993.
Награжден многими орденами и медалями, лауреат государственных премий.
Умер 24 февраля 2003 года.
Ведущие специалисты ВНИИТрансмаша избирались депутатами в законодательные органы по управлению хозяйством города.
Гладких Борис Васильевич работал в институте с 1961 года, кандидат технических наук. С 1987 г. по 1990 г. был депутатом Красносельского районного Совета Ленинграда. С 1990 г. по 1993 г. был депутатом Ленинградского городского совета народных депутатов, возглавлял Постоянную комиссию по промышленности и энергетике. С марта 1994 г. по 1998 г. был депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга первого созыва, председателем Постоянной комиссии по промышленной политике. Много сделал для улучшения жизни населения своего избирательного округа в Красносельском районе.
Пеший Олег Иванович после окончания Ленинградского политехнического института начал работать во ВНИИТрансмаш с 1962 г. Проработал ведущим инженером 45 лет, написал более 40 научных трудов, стал автором 5 изобретений, получил 7 правительственных наград.
С марта 2007 г. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва. Председатель редакционной комиссии. Оказывает помощь жителям округа в решении социальных вопросов и благоустройстве территории.
Помощь в предоставлении новых сведений о работе ВНИИТрансмаш оказал Сороко Владимир Петрович. Работает в институте с 1966 г. С 1980 г. в должности помощника директора, начальник отдела. Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (2001 г.).
Автор: Кисель Л.В.