Не смотря на то, что вопрос поставлен некорректно, я перенесла его в том виде, в каком его мне иной раз и задают. Конечно, имеется ввиду в контексте вот что: "... могу ли я, человек от 20 и старше лет, никогда не занимавшийся танцами, заниматься балетом?"
По факту... никто не сможет запретить. Но какой в этом смысл? Балет - это профессиональная деятельность и как любая другая требует наставничества, надзора, специальных знаний, оборудования и прочее. Есть и принципиальное отличие. Балет - это занятие для молодых, когда организм находится на пике своих возможностей (для подавляющего числа танцовщиков - до 35-40 лет).
«Я хочу танцевать для себя», - скажете вы. Окей, отлично, это, по крайней мере, приближает нас к реальности. Самостоятельно, при определенных обстоятельствах, можно освоить теорию и базу классического танца, но успех все еще чрезвычайно сомнителен. И я не про физическую составляющую или время, а про то, чтобы поставить правильно «базу» и хотя бы выучить основные движения корректно.
Давайте разбираться...
Первый этап борьбы на пути к балету - это база
Задачами обучения 1-ого года являются:
0. укрепление тела, развитие силы, гибкости, эластичности мышц и сухожилий;
1. постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях;
2. изучение основных упражнений экзерсиса и развитие элементарных навыков координации движений на их основе.
Пункт №0
Не стану подробно останавливаться на развитии силы. Упомяну только, что на начальном этапе обучения классическому танцу, силовые упражнения обязательны. И они для ног специфичны поскольку работать должна медиальная группа бедра и мышцы голени. Растяжка и гибкость – это то, что даст вашему телу возможность исполнять 60-70 % всей техники, хотя бы на низком и среднем уровне. Этим нужно заниматься серьезно.
Существует также система "партерного станка", которая упорядочила движения для эластичности мышц и сухожилий; выворотности бедра и голеностопа; а также для развития плечевого пояса (повороты, опускание-поднимание, вращательные движения, махи и пр.) и пояса нижних конечностей в целом; упражнения для укрепления мышц спины и корпуса; координационные сочетания работы головы и рук, корпуса и рук, ног и рук.
Многие вариации на тему «партерной гимнастики» берут свои истоки из метода «станка на земле» - la barre au sol, разработанной Борисом Князевым в середине 20-ого века. Уникальный метод Б. Князева зафиксировал Джералд Северн (Gerald Severn). Под названием: «Teach your child ballet. Ballet Schoolwithout a Barre. Exercises on the floor» («Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу»).
Задавшись целью, можно все это найти. Даже не комплекс Князева, а его адаптацию в видео-уроках и с комментариями педагогов. Принимая во внимание положение тела (лежа), а также делая скидку на свою текущую функциональную готовность, повредить что-то себе будет сложно, а ошибки здесь, даже если их допустить, роковыми не станут.
Переходим пункту №1
Видео-уроки?
Кто будет ставить Ваши руки и ноги в позиции? Кто скажет правильно или нет? Имитация движения хоть и основа разучивания комбинаций, но не на этапе заложения основ. Именно в начале нужно быть особенно пристрастным и внимательным, например, к тому правильно ли вы держите руки во 2-ой и 3-ей позициях, какое положение лопаток и плеч, какая группа мышц работает при переведении рук работает и отведении ног, а что напрягаться вообще не должно, в каком положении находится таз и пр.? Не спорю, видео бывают очень подробными, но не настолько же...
Как раз на данном этапе допущенные ошибки могут стать роковыми для дальнейших занятий. Педагоги достаточно часто сталкиваются с тем, что приходится человека (детей тоже) переучивать. А это в два раза сложней, чем учить с азов. И это верно для обеих сторон (и для ученика, и для педагога). Вы когда-нибудь задумывались над тем, как отменить выработанный автоматизм движения, наработанный навык? Это может быть просто? Однозначно нет, в конце концов, автоматизм исполнения – это вершина развития навыка. То к чему при наработке упражнения все и стремятся, а, достигнув, наконец-то выдыхают и перестают концентрировать внимание на исполнении движения.
Онлайн-уроки?
Здесь все гораздо проще. С опытным преподавателем вполне возможно разобраться с задачами пункта №1 первого года обучения. Такой процесс будет в 2-3 раза медленней живой встречи, так же не избежать определенного количества неточностей из-за недопонимания между педагогом и учеником, но это уже не невозможно.
Допустим и этот этап успешно преодолён. Начинается собственно основной этап обучения...
Сложности в исполнении пункта №2 первого года обучения
Первая сложность:
Я как-то упустила из вида вопрос по музыкальной теории, который также по умолчанию вводится в начале обучения. Перед тем как встать к станку с этим нужно разобраться 100% (у детей вводится при разучивании основных движений: шаг марша, полька, бег и пр.).
Суть в том, чтобы научить человека разбираться в музыкальных размерах и характере музыки, то что мы называем "слышать музыку". Обычно это тот род знаний, что дается на уроках ритмики. Но почему-то взрослым не принято преподавать ритмику)))
Итак, почему это я затронула эту тему? Хотя бы потому, что запись конспекта урока (которые сможете найти в Интернете, также и в методике), как и объяснения педагога, будут сводиться примерно к следующему:
Урок (например, конец 1-ого года обучения)
Battements tendus, одной рукой за палку (взрослых надолго лицом к палке еще не удавалось поставить).
Исходное положение — 1-а позиция ног. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону (вправо/лево). Музыкальный размер 4/4. Характер муз. - четкий. Темп – средний.
1 такт:
и1 и2 - правая нога выводится вперед;
и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.
2,3,4 такты: упражнение повторяется, как в 1-ом такте.
5 такт:
и1и2и - правая нога выводится в сторону;
и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.
6,7,8 такты: упражнение повторяется, как в 5-ом такте;
9 такт:
и1и2и - правая нога выводится назад;
и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.
10,11,12 такты: упражнение повторяется, как в 9-ом такте;
13 такт:
и1и2и - правая нога выводится в сторону;
и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию. Правая рука – первая поз. Голова следует за рукой.
14 такты:
и1и2и - правая нога выводится в сторону. Правая рука отводится во вторую поз.
и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию. Правая рука отводится первую поз.
15 и 16 такты повторяют 14 такт.
Тоже- с другой ноги.
Demi plie, одной рукой за палку. Исходное положение — первая позиция ног. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону. Музыкальный размер 4/4. Xapaктеp музыки. – плавный. Темп - медленный.
Музыкальное вступление: 1 такт. Руки открываются во вторую позицию.
1 такт:
и1и2- упражнение исполняется вниз.
и3и4- занимаем исходное положение, вытягиваем колени.
2 такт:
и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.
и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.
«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.
«4»- Ученик, таким образом, занимает вторую классическую позицию ног.
3 такт – то же что и 1-ый.
4 такт:
и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.
и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.
«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.
«4»- правая нога задвигается в 5-ую позицию ног.
5 такт исполняется, как 1-ый.
6 такт:
и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.
и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.
«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.
«4»- Ученик занимает вторую классическую позицию ног.
7 такт, как и 1 такт
8 такт:
и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.
и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.
«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.
«4»- правая нога задвигается в 1-ую позицию ног.
Rond de jambe par terre на plie en dehors|при условии, что в первом полугодии выучили demi rond de jambe par terre и rond de jambe par terre
Исходное положение ног - первая позиция. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону. Музыкальный размер - 4/4. Xapaктеp музыки – плавный. Темп - медленный.
1 такт:
И1 - demi plie в первой позиции, правая рука опускается в подготовительное положение.
И2- пр. нога вытягивается вперед, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки.
И3и4- нога скользит по полу, описывая носком полукруг, в сторону второй позиции, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки.
2 такт:
и1и2- нога переводится по полу полукруг назад, останавливая носок против пятки опорной ноги
и3и4 - опорная нога вытягивается, работающая нога возвращается в первую позицию по правилам battement tendu.
Упражнение повторяется 4 раза.
и так далее у станка....(это не весь конспект).
Вторая сложность…
Однако станком урок не заканчивается. Расслабляться рано (здесь должны стоять злобные смайлики).
Первый год обучения вводит только часть движений у станка, зато предполагает упражнения на середине - это port de bras (подготовительное и №1-ое, а вообще - можно и №2, и №3 попробовать), plie, battement tendu, rond de jambe par terre и группу маленьких простых прыжков.
Таким образом, у вас должны в квартире (а лучше в доме) быть обустроены: студия со станком, зеркалами в полный рост (зрительный самоконтроль в первые годы - обязателен), напольное покрытие (суставы не казенные, на бетоне или обычном тонком линолеум - не советую прыгать всем кому за...). При этом в помещении не страшно шуметь, прыгать, бегать и даже падать.
И так вы проведете 1-ый год!
Если вы дочитали до этого момента...молодцы!
Второй этап на пути...
С усложнением программы музыка будет становиться быстрее, движения сложнее, их объем больше, координация изощренней, прыжки выше и дальше и... вы уже через пару лет не сможете довольствоваться 25 метрами вашей студии, чтобы развиваться.
Хотя еще до того вы многократно столкнетесь с преградами в понимании способа исполнения движений или позиции. А также потребностью почувствовать чью-то руку, чтобы она вставила то, что "вывалилось"; ввернула то, что "развернуто не туда"; перевела руку/голову/колено/ стопу/ногу/корпус в "другое право/лево/назад/вперед."; сделала "красивую" кисть; показала на вас, что такое "галочка" в стопе, ну и так далее... При этом реальный педагог вас оценивает как 3D модель. Он кружит вокруг вас, всматривается в детали, просит повторить с разной скоростью, замереть и прочее. К сожалению, он-лайн вариант предполагает один ракурс и здесь значительно уступает оф-лайну. Ошибки видны не все...
На самом деле, дожить до того момента, когда "движения сложнее, …прыжки выше и дальше..." скорее всего не удастся даже не потому, что что-то перестало получаться, накопились ошибки или просто устали от однообразия. Главное, что разучив базу, вы все еще не будете танцевать (я не беру во внимание port de bras, которое хоть как-то можно отнести к законченной комбинации), а ведь подавляющее большинство хотят именно этого – танцевать. Приходят на балет (не путать с боди-балетом) не для фото в Инстаграм, не для растяжки, не для осанки и подобного, если вдруг у вас промелькнули эти мысли в сознании. Приходят, чтобы танцевать хоть в половину также как балерины, в этой эстетикой и с этой грацией. А тут хоп и реальность...
Танцевать в таком направлении, как классический танец, можно либо на основе базовых движения по кругу польку или что-нибудь типа "марш Барабанщиц" или «Кукол», либо подтягивать знания и технику до полноценного урока с Гранд Адажио и Гранд Аллегро, когда можно будет создать простенькую постановку, а то и взять из спектакля вариацию (как это он-лайн учить тоже вопрос).
Выводы
Нужно четко осознавать: первый год обучения классической хореографии – это тяжелый труд, культивация терпения, а еще очень скучно. И в зеркале вы себе, скорее всего, нравиться не будете первые пол года. Только в течении второго полугодия вы сможете уловить намек на эстетику и танец в упражнениях у станка, где станут вводится простые сочетания в работе рук и ног, и на середине в пор де бра. И пока это все, что у вас будет из красоты.
Допустимо заниматься лично с педагогом он-лайн, но, на мой взгляд, это сопряжено с большими неудобствами, снижением темпа и уровня подготовки.
Оптимизма ради замечу, что программа у взрослых может изменяться в зависимости от скорости усвоения материала и функциональной готовности тела. Но ждать этого стоит все же от занятий в группах и оф-лайн.
Заниматься самостоятельно по видео бесполезно для начинающих никогда не танцевавших (или танцевавших что-то совершенно отличное, например, спортивные бальные танцы), не знакомых с принципами работы тела в классической хореографии. Это «0» для техники, а если вам хочется подтянутое тело, то фитнес и боди-балет справятся с этим гораздо лучше и безопасней.
Плюсы другого характера (для он-лайн с педагогом, для оф-лайн это правда на 200%)
1. Ваше тело заметно подтянется уже после первых трех месяцев, особенно это касается широкой фасции бедра, мышц ягодиц и мышц голени. Заметно улучшится осанка, плечи опустятся и отведутся назад (ага, минус второй подбородок). Уберется разболтанный прогиб в пояснице.
2. Мышцы станут эластичней из-за регулярных занятий растяжкой. Если в спине были боли, связанные с зажимом мышц, то они пройдут.
3. Если у вас есть показания к усилению мышечного корсета корпуса (например, при протрузиях и подобном), то занятий партерной гимнастикой и балетом достаточно для того чтобы этот корсет создать.
4. Разумеется, улучшится кровоснабжение конечностей.
5. Улучшится музыкальный слух.
6. Вы станете понимать свой организм значительно лучше.
На самостоятельную он-лайн подготовку и развитие тела уйдет минимум 7 лет (это не так уж и много, не делайте удивленное лицо) при запредельных способностях, развитом мышлении и понимании, хороших условиях. То есть к годам 30-35 можно начать танцевать простые вариации с неизбежными техническими ошибками.