Найти тему

Можно ли самостоятельно заниматься балетом?

Оглавление

Не смотря на то, что вопрос поставлен некорректно, я перенесла его в том виде, в каком его мне иной раз и задают. Конечно, имеется ввиду в контексте вот что: "... могу ли я, человек от 20 и старше лет, никогда не занимавшийся танцами, заниматься балетом?"

По факту... никто не сможет запретить. Но какой в этом смысл? Балет - это профессиональная деятельность и как любая другая требует наставничества, надзора, специальных знаний, оборудования и прочее. Есть и принципиальное отличие. Балет - это занятие для молодых, когда организм находится на пике своих возможностей (для подавляющего числа танцовщиков - до 35-40 лет).

«Я хочу танцевать для себя», - скажете вы. Окей, отлично, это, по крайней мере, приближает нас к реальности. Самостоятельно, при определенных обстоятельствах, можно освоить теорию и базу классического танца, но успех все еще чрезвычайно сомнителен. И я не про физическую составляющую или время, а про то, чтобы поставить правильно «базу» и хотя бы выучить основные движения корректно.

Давайте разбираться...

Первый этап борьбы на пути к балету - это база

Задачами обучения 1-ого года являются:

0. укрепление тела, развитие силы, гибкости, эластичности мышц и сухожилий;

1. постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях;

2. изучение основных упражнений экзерсиса и развитие элементарных навыков координации движений на их основе.

Взято с richmondballet.com
Взято с richmondballet.com

Пункт №0

Не стану подробно останавливаться на развитии силы. Упомяну только, что на начальном этапе обучения классическому танцу, силовые упражнения обязательны. И они для ног специфичны поскольку работать должна медиальная группа бедра и мышцы голени. Растяжка и гибкость – это то, что даст вашему телу возможность исполнять 60-70 % всей техники, хотя бы на низком и среднем уровне. Этим нужно заниматься серьезно.

Существует также система "партерного станка", которая упорядочила движения для эластичности мышц и сухожилий; выворотности бедра и голеностопа; а также для развития плечевого пояса (повороты, опускание-поднимание, вращательные движения, махи и пр.) и пояса нижних конечностей в целом; упражнения для укрепления мышц спины и корпуса; координационные сочетания работы головы и рук, корпуса и рук, ног и рук.

Многие вариации на тему «партерной гимнастики» берут свои истоки из метода «станка на земле» - la barre au sol, разработанной Борисом Князевым в середине 20-ого века. Уникальный метод Б. Князева зафиксировал Джералд Северн (Gerald Severn). Под названием: «Teach your child ballet. Ballet Schoolwithout a Barre. Exercises on the floor» («Учите вашего ребенка балету. Балетная школа без станка. Упражнения на полу»).

Балерина Е. Образцова
Балерина Е. Образцова

Задавшись целью, можно все это найти. Даже не комплекс Князева, а его адаптацию в видео-уроках и с комментариями педагогов. Принимая во внимание положение тела (лежа), а также делая скидку на свою текущую функциональную готовность, повредить что-то себе будет сложно, а ошибки здесь, даже если их допустить, роковыми не станут.

Переходим пункту №1

Видео-уроки?

Кто будет ставить Ваши руки и ноги в позиции? Кто скажет правильно или нет? Имитация движения хоть и основа разучивания комбинаций, но не на этапе заложения основ. Именно в начале нужно быть особенно пристрастным и внимательным, например, к тому правильно ли вы держите руки во 2-ой и 3-ей позициях, какое положение лопаток и плеч, какая группа мышц работает при переведении рук работает и отведении ног, а что напрягаться вообще не должно, в каком положении находится таз и пр.? Не спорю, видео бывают очень подробными, но не настолько же...

Как раз на данном этапе допущенные ошибки могут стать роковыми для дальнейших занятий. Педагоги достаточно часто сталкиваются с тем, что приходится человека (детей тоже) переучивать. А это в два раза сложней, чем учить с азов. И это верно для обеих сторон (и для ученика, и для педагога). Вы когда-нибудь задумывались над тем, как отменить выработанный автоматизм движения, наработанный навык? Это может быть просто? Однозначно нет, в конце концов, автоматизм исполнения – это вершина развития навыка. То к чему при наработке упражнения все и стремятся, а, достигнув, наконец-то выдыхают и перестают концентрировать внимание на исполнении движения.

Онлайн-уроки?

Здесь все гораздо проще. С опытным преподавателем вполне возможно разобраться с задачами пункта №1 первого года обучения. Такой процесс будет в 2-3 раза медленней живой встречи, так же не избежать определенного количества неточностей из-за недопонимания между педагогом и учеником, но это уже не невозможно.

Допустим и этот этап успешно преодолён. Начинается собственно основной этап обучения...

Сложности в исполнении пункта №2 первого года обучения

Первая сложность:

Я как-то упустила из вида вопрос по музыкальной теории, который также по умолчанию вводится в начале обучения. Перед тем как встать к станку с этим нужно разобраться 100% (у детей вводится при разучивании основных движений: шаг марша, полька, бег и пр.).

Суть в том, чтобы научить человека разбираться в музыкальных размерах и характере музыки, то что мы называем "слышать музыку". Обычно это тот род знаний, что дается на уроках ритмики. Но почему-то взрослым не принято преподавать ритмику)))

Итак, почему это я затронула эту тему? Хотя бы потому, что запись конспекта урока (которые сможете найти в Интернете, также и в методике), как и объяснения педагога, будут сводиться примерно к следующему:

Урок (например, конец 1-ого года обучения)

Battements tendus, одной рукой за палку (взрослых надолго лицом к палке еще не удавалось поставить).

Исходное положение — 1-а позиция ног. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону (вправо/лево). Музыкальный размер 4/4. Характер муз. - четкий. Темп – средний.

1 такт:

и1 и2 - правая нога выводится вперед;

и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.

2,3,4 такты: упражнение повторяется, как в 1-ом такте.

5 такт:

и1и2и - правая нога выводится в сторону;

и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.

6,7,8 такты: упражнение повторяется, как в 5-ом такте;

9 такт:

и1и2и - правая нога выводится назад;

и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию.

10,11,12 такты: упражнение повторяется, как в 9-ом такте;

13 такт:

и1и2и - правая нога выводится в сторону;

и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию. Правая рука – первая поз. Голова следует за рукой.

14 такты:

и1и2и - правая нога выводится в сторону. Правая рука отводится во вторую поз.

и3и4 – пр. нога закрывается в исходную позицию. Правая рука отводится первую поз.

15 и 16 такты повторяют 14 такт.

Тоже- с другой ноги.

Demi plie, одной рукой за палку. Исходное положение — первая позиция ног. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону. Музыкальный размер 4/4. Xapaктеp музыки. – плавный. Темп - медленный.

Музыкальное вступление: 1 такт. Руки открываются во вторую позицию.

1 такт:

и1и2- упражнение исполняется вниз.

и3и4- занимаем исходное положение, вытягиваем колени.

2 такт:

и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.

и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.

«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.

«4»- Ученик, таким образом, занимает вторую классическую позицию ног.

3 такт – то же что и 1-ый.

4 такт:

и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.

и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.

«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.

«4»- правая нога задвигается в 5-ую позицию ног.

5 такт исполняется, как 1-ый.

6 такт:

и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.

и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.

«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.

«4»- Ученик занимает вторую классическую позицию ног.

7 такт, как и 1 такт

8 такт:

и1и2- упражнение исполняется вниз. Правая рука закрывается в подготовительную позицию.

и3- занимаем исходное положение, вытягиваем колени. Правая рука поднимается в первую позицию.

«и» – пр. нога открывается в сторону по правилам Battements tendus. Правая рука открывается во вторую позицию.

«4»- правая нога задвигается в 1-ую позицию ног.

Rond de jambe par terre на plie en dehors|при условии, что в первом полугодии выучили demi rond de jambe par terre и rond de jambe par terre

Исходное положение ног - первая позиция. Руки – в подготовительной позиции. Голова - в сторону. Музыкальный размер - 4/4. Xapaктеp музыки – плавный. Темп - медленный.

1 такт:

И1 - demi plie в первой позиции, правая рука опускается в подготовительное положение.

И2- пр. нога вытягивается вперед, правая рука поднимается в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисть руки.

И3и4- нога скользит по полу, описывая носком полукруг, в сторону второй позиции, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью руки.

2 такт:

и1и2- нога переводится по полу полукруг назад, останавливая носок против пятки опорной ноги

и3и4 - опорная нога вытягивается, работающая нога возвращается в первую позицию по правилам battement tendu.

Упражнение повторяется 4 раза.

и так далее у станка....(это не весь конспект).

Вторая сложность…

Однако станком урок не заканчивается. Расслабляться рано (здесь должны стоять злобные смайлики).

Первый год обучения вводит только часть движений у станка, зато предполагает упражнения на середине - это port de bras (подготовительное и №1-ое, а вообще - можно и №2, и №3 попробовать), plie, battement tendu, rond de jambe par terre и группу маленьких простых прыжков.

Таким образом, у вас должны в квартире (а лучше в доме) быть обустроены: студия со станком, зеркалами в полный рост (зрительный самоконтроль в первые годы - обязателен), напольное покрытие (суставы не казенные, на бетоне или обычном тонком линолеум - не советую прыгать всем кому за...). При этом в помещении не страшно шуметь, прыгать, бегать и даже падать.

Типа такого
Типа такого

И так вы проведете 1-ый год!

Если вы дочитали до этого момента...молодцы!

Второй этап на пути...

С усложнением программы музыка будет становиться быстрее, движения сложнее, их объем больше, координация изощренней, прыжки выше и дальше и... вы уже через пару лет не сможете довольствоваться 25 метрами вашей студии, чтобы развиваться.

Хотя еще до того вы многократно столкнетесь с преградами в понимании способа исполнения движений или позиции. А также потребностью почувствовать чью-то руку, чтобы она вставила то, что "вывалилось"; ввернула то, что "развернуто не туда"; перевела руку/голову/колено/ стопу/ногу/корпус в "другое право/лево/назад/вперед."; сделала "красивую" кисть; показала на вас, что такое "галочка" в стопе, ну и так далее... При этом реальный педагог вас оценивает как 3D модель. Он кружит вокруг вас, всматривается в детали, просит повторить с разной скоростью, замереть и прочее. К сожалению, он-лайн вариант предполагает один ракурс и здесь значительно уступает оф-лайну. Ошибки видны не все...

На самом деле, дожить до того момента, когда "движения сложнее, …прыжки выше и дальше..." скорее всего не удастся даже не потому, что что-то перестало получаться, накопились ошибки или просто устали от однообразия. Главное, что разучив базу, вы все еще не будете танцевать (я не беру во внимание port de bras, которое хоть как-то можно отнести к законченной комбинации), а ведь подавляющее большинство хотят именно этого – танцевать. Приходят на балет (не путать с боди-балетом) не для фото в Инстаграм, не для растяжки, не для осанки и подобного, если вдруг у вас промелькнули эти мысли в сознании. Приходят, чтобы танцевать хоть в половину также как балерины, в этой эстетикой и с этой грацией. А тут хоп и реальность...

Танцевать в таком направлении, как классический танец, можно либо на основе базовых движения по кругу польку или что-нибудь типа "марш Барабанщиц" или «Кукол», либо подтягивать знания и технику до полноценного урока с Гранд Адажио и Гранд Аллегро, когда можно будет создать простенькую постановку, а то и взять из спектакля вариацию (как это он-лайн учить тоже вопрос).

Выводы

Нужно четко осознавать: первый год обучения классической хореографии – это тяжелый труд, культивация терпения, а еще очень скучно. И в зеркале вы себе, скорее всего, нравиться не будете первые пол года. Только в течении второго полугодия вы сможете уловить намек на эстетику и танец в упражнениях у станка, где станут вводится простые сочетания в работе рук и ног, и на середине в пор де бра. И пока это все, что у вас будет из красоты.

Допустимо заниматься лично с педагогом он-лайн, но, на мой взгляд, это сопряжено с большими неудобствами, снижением темпа и уровня подготовки.

Оптимизма ради замечу, что программа у взрослых может изменяться в зависимости от скорости усвоения материала и функциональной готовности тела. Но ждать этого стоит все же от занятий в группах и оф-лайн.

Заниматься самостоятельно по видео бесполезно для начинающих никогда не танцевавших (или танцевавших что-то совершенно отличное, например, спортивные бальные танцы), не знакомых с принципами работы тела в классической хореографии. Это «0» для техники, а если вам хочется подтянутое тело, то фитнес и боди-балет справятся с этим гораздо лучше и безопасней.

Плюсы другого характера (для он-лайн с педагогом, для оф-лайн это правда на 200%)

1. Ваше тело заметно подтянется уже после первых трех месяцев, особенно это касается широкой фасции бедра, мышц ягодиц и мышц голени. Заметно улучшится осанка, плечи опустятся и отведутся назад (ага, минус второй подбородок). Уберется разболтанный прогиб в пояснице.

2. Мышцы станут эластичней из-за регулярных занятий растяжкой. Если в спине были боли, связанные с зажимом мышц, то они пройдут.

3. Если у вас есть показания к усилению мышечного корсета корпуса (например, при протрузиях и подобном), то занятий партерной гимнастикой и балетом достаточно для того чтобы этот корсет создать.

4. Разумеется, улучшится кровоснабжение конечностей.

5. Улучшится музыкальный слух.

6. Вы станете понимать свой организм значительно лучше.

На самостоятельную он-лайн подготовку и развитие тела уйдет минимум 7 лет (это не так уж и много, не делайте удивленное лицо) при запредельных способностях, развитом мышлении и понимании, хороших условиях. То есть к годам 30-35 можно начать танцевать простые вариации с неизбежными техническими ошибками.